История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Искусство Византии

Византия IV – XV вв. н.э. – была страной величественной и блестящей. Свой международный престиж её правители поддерживали всеми возможными средствами и способами. Искусство в их ряду занимало не последнее место.

На заре средневековья Византия была единственной хранительницей эллинистических традиций. Однако позднеантичное искусство отошло от традиций классической Греции, оно впитало элементы искусства Египта, Ирана, Сирии, испытало влияние мистических учений, восточных культов, христианской символики. Из этого сплава Византия создала собственный художественный стиль, который принадлежал наступающей эпохе, соответствовал букве и духу Средневековья.

Художественная система византийского искусства была строго нормативной, канонической, в ней господствовал церемониал, сочетались трудно совместимые утончённый спиритуализм и пышная зрелищность.

Духовной основой искусства Византии было христианство с его проповедью духовного идеала. Материальная, чувственная красота стала рассматриваться как отблеск и символ красоты сверхчувственной, божественной, сверхземной.

Христианство допускало возможность “одухотворения” плоти, т.е. создавало возможность компромисса: блеск, роскошь, красочность – все считалось уместным в качестве символа духовного блаженства. Сама церковная церемония превратилась в “символическое искусство”, каждая деталь которого была доведена до совершенства.

Периодизация византийского искусства

Искусство Византии в своём более чем 1000-летнем развитии прошло несколько этапов, переживало периоды подъёма и упадка.

Первый период расцвета византийского искусства начался с правления Юстиниана, занявшего престол в 527 г. Этот период со своими взлётами и утратами продлился до 867 г., примерно.

Македонский период 867 – 1056 гг. – второй период расцвета искусства Византии наступил с приходом к власти Македонской династии. Её первый представитель Василий I вступил на престол в 867 г. Искусство I половины X в. принято называть “македонским ренессансом”, т.к. образованные круги в Византии были привержены к античности.

В I половине XI в. характер искусства меняется: образы становятся строгими и аскетичными, фигуры статичны, лики с крупными чертами, выделяются глаза. Они огромные, взгляд отрешён. Мозаика сохраняется только на криволинейных поверхностях, кубики смальты уменьшаются в размерах.

В архитектуре тенденция к увеличению проёмов, стены заменяют каркасом столбов, появляется кирпичная кладка.

Третий период Комнинский Ренессанс (1059 – 1204 гг.). Это время расцвета искусства. Ко II половине XI в. происходит отход от аскетизма и монументализма. Изображения становятся одухотворёнными, изящными, появляется новый тип иконы – своеобразный календарь церковных Праздников. Формируется тип иконы “Богоматерь Одигитрия” (с младенцем на левой руке). Самая известная из них – “Богоматерь Владимирская” (1125 г.) и “Богоматерь Елеуса” (“Умиление”).

Искусство в целом тяготеет к классической простоте, уравновешенности, сочетающихся с одухотворённостью. Возникают новые течения, развивается экспрессивность, появляются новые стили.

В архитектуре XII в. главное достижение - комплекс трёх церквей, слитых воедино в монастыре Пантократора.

Конец периода связан с IV крестовым походом и разграблением Константинополя крестоносцами.

Четвёртый период Палеологический Ренессанс (1261 – 1453 гг.) – это время правления династии Палеологов – последней династии Византии – период утраты могущества империи. А для искусства – время расцвета. В 1261 г. Михаил VIII Палеолог отвоевал Константинополь у крестоносцев. Национальное унижение, вызванное завоеванием, породило новый всплеск интереса к эллинистическому искусству.

Искусство формирует новый идеал – утверждение величавого спокойствия. Вновь возникает тяготение к монументализму и аскезе, но и к героическому подъёму.

Появляется новый тип икон – образ святого в центре, вокруг него “клейма”, повествующие о жизни и подвигах святого – житийные иконы. Фреска вновь становится востребованной.

В конце XIII в. это искусство достигает наивысшего расцвета.

Начало XIV в. ознаменовано поворотом к камерной изысканности, образы становятся миниатюрнее и тоньше.

Андроник II Палеолог, при дворе которого и расцвело новое искусство, был поклонником античного прошлого.

Искусство его времени отличается спокойным, изящным, классически красивым внешним обликом образов икон, деликатностью цвета и сочетаний цветов, нежностью, изяществом линий и форм, появляются маленькие переносные мозаичные иконки.

Преобладание техники темперы в живописи. Образы индивидуализированные.

В середине XIV в. закончились войны и смуты, длящиеся около 20 лет. Изменилась вся политическая и социальная жизнь Византии.

В искусстве нарастает напряжённость и острота душевных переживаний. Снова намечается тенденция к монументализму форм. Декоративность в искусстве начинает преобладать.

В архитектуре выдающимся памятником этого периода является церковь монастыря Хора, которая строилась с конца XIII в.

В 1453 г. история Византии и её искусства трагически заканчивается османским завоеванием империи. Искусство Византии оказало большое влияние на искусство Западной Европы и особенно Древней Руси.

Архитектура играла ведущую роль в искусстве Византии.

Архитектурные формы церквей изменились по сравнению с античными: в античных храмах важнейшая роль принадлежала внешнему оформлению здания, но не его внутреннему пространству.

В средневековых христианских храмах организация внутреннего пространства превратилась в главную задачу зодчих. Внешний вид храма воспринимался как оболочка.

В церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базилика (от basilike – царский дом) – прямоугольное здание и крестово-купольный храм, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на нефы. Средний неф обычно шире других, он также и выше боковых нефов. Вход находится в западной части, алтарь в восточной части, заканчивающейся апсидой (полукруглым выступом).

Искусство Средневековья

Конец Античности датируют 476 г. Вслед за ушедшей эпохой наступает так называемый период “тёмных веков”, длившийся до Х века.

Искусство этого периода развивается на фоне разорения Италии и Рима варварами. Германские племена не видели в изображении людей и богов никакой ценности, поэтому они уничтожали мраморные статуи, а бронзовые скульптуры переливали в слитки. Варвары оценили только один вид искусства – украшение утвари и оружия орнаментом. Их орнамент отличался от античного рядом черт: одинаковой высотой вместо постепенного нарастания объёма, постоянством мотивов узора, расположением узора в разных направлениях, пронизыванием узорами друг друга.

Новый подъём в искусстве обусловлен постепенной христианизацией варварских народов. На первое место выдвигается архитектура. Она полностью подчиняет себе скульптуру и живопись. Изменения, происшедшие в сознании общества, привели к новому пониманию задач искусства. Оно должно было восхвалять не творение, а Творца. Христианский Бог - Творец мыслился как надприродное, не поддающееся изображению начало. В связи с чем, возникла система символов, которая вытеснила античный реализм и натурализм.

К VIII веку отрицание античного наследия начало ослабевать, что позволяет говорить о наступлении нового периода, который получил название Каролингского Возрождения. Карл Великий (768-814 гг.), император Священной Римской империи с 800 года, придал процессу христианизации необратимый характер. При его дворе расцвело искусство, особенно искусство книжной миниатюры, образцом которого является Утрехтская псалтырь.

Романский стиль в западноевропейском искусстве 

Романский стиль – это стиль западноевропейского искусства XI – первой половины XII вв. Его основу составили сложившиеся в период раннего средневековья местные художественные традиции. Суровые нравы эпохи, войны, все особенности феодального уклада жизни отразились в этом искусстве.

Архитектура

Основными типами архитектурных сооружений были замки феодалов. Донжоны – главные укреплённые башни замков. Замок возводился как крепость, он был окружён рвом и высокими гладкими стенами. На углах стен стояли сторожевые башни, стены заканчивались зубцами, тяжёлые ворота с откидным мостом были обязательным атрибутом рыцарского замка. В середине крепости находился двор, а в нём – донжон. В раннюю эпоху эта башня в плане была прямоугольной, позже – круглой. Она делилась на несколько этажей:

-нижний ярус – для прислуги;

-средний – жилые помещения хозяев;

-выше – главный зал. Такая система была удобна для обороны. Массивные стены украшались гобеленами.

 Романский храм был схож с замком – его стены достигали 6 метров в толщину. На западной стороне размещались две большие башни или колокольни, на восточной – две поменьше. Внутренне пространство было разделено на нефы (корабли). Главный неф отделялся от двух боковых рядами колонн или столбов. Нефы перекрывались двускатными крышами или тяжёлыми каменными сводами. Свод достигал иногда двух метров в толщину и, естественно, был очень тяжёлым. Перекрыть всё пространство таким сводом было невозможно.

Большие пространства стен в замках, монастырях и особенно в храмах послужили толчком к развитию искусства мозаики и фрески.

Окна в романском храме имели важное значение. Здесь появились “розы” – окна в виде окружности большого размера, украшающие фронтон главного нефа. Лепестки розы – это души праведников.

Главный портал находился на западной стороне. Дверь имела прямоугольную форму, над ней размещался тимпан (поле) с богатыми рельефными украшениями. Внутренние поверхности порталов членились столбами. В романской архитектуре определился тип композиции, которого не знали ни Греция, ни Рим. В нём сочетались традиционные римские арки, столбы и колонны. Полуколонны входят в массив стены и собираются в пучки.

Орнамент в основном растительный, состоящий из переплетающихся лент с листьями и поясами бус. Однако встречаются фантастические изображения животных. Скульптура и живопись служили целям архитектуры. Скульптурные фигуры неправильны в анатомическом отношении, позы статуй безжизненны. Живопись представлена росписью колонн. Основные темы живописи – изображение Христа и апостолов, отцов церкви, которые писались по сухой штукатурке. Внутри романики существовало несколько школ. В романском искусстве создаётся тип “повествовательной капители”, когда капитель представляет собой ряд фигур. В это время возрождается после долгого перерыва круглая скульптура, подготовленная почитанием мощей. В XII в. появляются колонны в виде человеческой фигуры. Бронзовые двери украшают рельефами. Миниатюра широко применяется для украшения архитектурных сооружений, её любимые цвета – жёлтый, синий, красный.

Пространство романского храма понималось как системно организованное, построенное по законам красоты мироздание. Всё романское искусство  символично, даже сумрак храма символизировал покров божественной тайны.

Биографии художников