История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Искусство Древнего Рима

 Переходным звеном между искусством между искусством Древней Греции и Древнего Рима было искусств этрусков. Этруски – пелассгические племена, вытесненные дарийцами, двинулись на Аппенинский полуостров, смешались с коренным населением, принесли свою культуру. Художественный уровень культуры и искусства этрусков столь велик, что Рим никогда не смог до него возвысится.

Искусство царского Рима

VIII – VI вв. до н.э. От этрусков римляне переняли строительство храмов. Храмы были квадратными в плане, с трёх сторон обнесены колоннами, строились на платформе, имели портик. Декор, расположенный по краям крыши, представлял собой изображение Медузы Горгоны, сатиров, силенов, менад (вакханок). Фигуры делали из камня и терракоты.

Римское искусство периода республики V – I вв. до н.э.

Архитектура

Храмы этого периода напоминают греческие. Несмотря на заимствования, римская архитектура была самобытной, так как римляне использовали бетон, вулканический туф, кирпич; они создали новую технику строительства, используя мрамор и камень только для облицовки зданий, разработали два типа жилых домов: домус – одноэтажный особняк, в котором обязательными элементами были перистиль, фонтан, бассейн, атрий, мозаика на полу и богатый декор; инсула – многоквартирный дом с меньшими удобствами. Инсулы строились в основном в центральной части города.

Гражданское строительство

Форум – центр деловой и политической жизни. На Форуме возводились: табулярий – государственный архив – система сводчатых помещений, снаружи украшался греческим ордером; курия – здание для заседаний городского совета.

Не только важные для общественной жизни сооружения, но и постройки утилитарного назначения представляли собой произведения искусства, какими были: термы, водопроводы, каменные мосты.

Римляне заимствовали и преобразовали известные грекам и этрусскам ордера. Например, дорический в тосканский. Создали композитный ордер, сочетающий элементы коринфского и ионического.

Искусство Рима периода ранней империи (27 г. до н.э. – II в. н.э.)

К этому периоду относятся “золотой век” римского искусства. Этим названием обозначают годы правления Октавиана Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.).

Архитектура

Август Октавиан особенно заботился об украшении Рима. Он гордился тем, что принял город кирпичным, а оставил его мраморным. При нём был создан, среди прочего, Форум Августа.

Марк Агриппа – зять и единомышленник Октавиана – продолжил его дело. При нём создаются: портик Аргонавтов с базиликой Нептуна, Пантеон (не дошёл до нас), парк Агриппы с огромным озером, статуями и географической картой в портике.

Римская архитектура выходит за пределы Рима. Строятся здания в провинциях и колониях. Выдающиеся произведения, кроме вышеназванных, храм Марса Мстителя, театры, из которых сохранился театр Марцелла, амфитеатры и концертные залы.

Зрелищные искусства

Были очень популярны и играли важную общественную и политическую роль. Строительство зрелищных учреждений использовалось императорами для осуществления пиаровских целей: примером чего является возведение Колизея на месте “Золотого Дома” Нерона, что должно было изгнать из народной памяти образ ненавистного правителя. В этот период продолжается строительство мостов, дорог, акведуков (мост в Алькантаре через реку Тахо, акведук через реку Гард).

Триумфальные арки возводились в честь военных побед императоров и важных политических событий в различных городах империи.

Гробницы

Являлись традиционными сооружениями, но в эту эпоху приобрели новые формы. Например, Мавзолей Августа 28 г. н.э. на левом берегу Тибра представляет собой цилиндр, увенчанный земляным холмом (80 метров в диаметре). На его вершине росли деревья, и была воздвигнута статуя Августа.

Алтари

Алтарь в честь Августа Миротворца на Марсовом поле и алтарь Мира с прекрасными рельефами (конец I в. н.э.).

Римский портрет

Вершина портретного искусства древности. Художник стремился воспроизвести в портрете неповторимую индивидуальность. Этому искусству они учились у греков и этрусков, но и у самих римлян был древний обычай хранить изображения предков в парадных комнатах – атриумах – в специальных шкафах или нишах – лариях. Это были скульптурные изображения головы из воска, гипса, терракоты или мрамора. Каждое изображение снабжалось писанием славных дел. Патрицианские семьи владели целыми галереями портретов.

Форумы городов также украшались статуями императоров и знатных людей. Такие фигуры изображались следующим образом: фигуру или грудь бюста изготавливали заранее, а портретная голова вставлялась в стандартную заготовку. Постепенно статуи императоров начали почитать наравне с богами.

В эпоху Августа появляется женский портрет и впервые в мире – детский портрет. Все портреты эпохи Августа выдержаны в стиле классицизма, для которого характерно строгое следование канону. Этим объясняется идеализация персонажа, сдержанность жеста, отсутствие сильных эмоций, достоинство и спокойствие позы. Форма римского портрета – тондо (круг) заимствована от посмертных масок. Выглядел такой портрет как медальон на щите.

Живопись

Была достаточно развита в римской империи. Подразделялась на:

- монументально-декоративную, которая была настенной. Её темы заимствовались из греческой мифологии;

-  станковую – была распространена до I в. н.э. Плиний с сожалением пишет об угасании этого искусства. На Востоке живописный портрет продолжал развиваться. Сегодня он известен как знаменитый фаюмский портрет. Жанры живописи:

- портрет;

-  пейзаж;

- многофигурная композиция.

Особенности римской живописи:

- линиарная манера письма (чёткий контур);

- высокое искусство перспективного построения;

- свободная композиция.

Искусство императорского Рима II – V вв. н.э.

Императорский Рим – драматическая эпоха в истории государства. Власть часто принадлежала жестоким, безнравственным людям, а иногда и императорам – преступникам. Характерные особенности искусства этого периода в архитектуре – строительство амфитеатров.

Колизей, построенный при Веспасиане, вмещал 50 тысяч зрителей. Для него характерны сочетание ордеров, сводчато-арочных конструкций, наличие подземных помещений, клеток и коридоров в стенах. Он был хорошо оснащён технически, что позволяло проводить на его арене не только грандиозные зрелищные представления – бои гладиаторов, бои с хищниками и т.п., но даже сражения на воде.

Форум Трояна включал библиотеку, два рынка, триумфальную колонну Трояна, однако, на форуме не было храма.

Триумфальные арки (арка – символ неба у римлян). Всего было построено 350 арок по всей империи. Арка Тита была одной из самых великолепных, возвышалась на месте “Золотого Дома Нерона”.

Пантеон построен в 125 г., его бетонный купол весил 46 тонн и имел в диаметре 43 метра.

Термы Каракаллы занимали 11 гектаров и представляли собой грандиозное многофункциональное сооружение, являвшееся по сути, одним из культурных центров Рима.

Саркофаги прямоугольной формы, возводимые на местах захоронения выдающихся людей, также превратились в роскошные архитектурные сооружения.

Несмотря на пышность и стремление к роскоши богатых слоёв населения, что стимулировало развитие искусства, Рим переживал кризис. Это стало особенно заметно проявляться в III в., когда сменилась идеология. В 330 г. император Константин переносит столицу империи в Византий. В 395 г. империя распадается на Западную и Восточную. 476 г. – год падения Рима. Византия – стала наследницей культурных традиций римской империи и всего античного мира.

Биографии художников