Лекции по истории искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Борис Николаевич Яковлев (1890—1972).

 Российский живописецпейзажист, Народный художник России (1962), членкорреспондент АХ СССР (1958). Лауреат Сталинской премии (1949). Член Ассоциации художников революционной России (выступал одним из организаторов АХРР в 1922 г).
Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) по мастерской А.М. Васнецова и А.С. Степанова в 1918 г. Учился также у С.В. Малютина и А.Е. Архипова.
Мастер на тему индустриального и лирического пейзажа. Его известные работы: на тему индустриализации страны «Транспорт налаживается», 1923 и лирический пейзаж «Пашня», 1950е гг.
C 1916 г. начал участвовать в выставках. С 1922 г. участник выставок СРХ. В 1921 г. художник выставлялся с группой «Мир искусства». Картины Яковлева присутствовали на выставках «Художники Российской Федерации за 15 лет», «Индустрия социализма», Всесоюзные художественные выставки и др.
Б.Н. Яковлев один из организаторов АХРР (1922—1932).
Преподавал во ВГИКе (1956—1963). Профессор. Народный художник РСФСР, членкорреспондент Академии художеств СССР.Персональные выставки художника проходили в Москве (1943, 1966) и в Киеве (1959). Произведения Б.Н. Яковлева хранятся в ГТГ, ГРМ, многих региональных музеях. 

 В двадцатые годы в Советской России заканчивалась гражданская война. В борьбе с внутренней контрреволюцией и иностранными интервентами победили рабочие и крестьяне молодой республики. С советской земли были выброшены остатки белых армий и интервентов. Наступила новая эпоха эпоха созидательного труда. И те, кто вчера с оружием в руках защищал завоевания Октября, взялись за восстановление народного хозяйства, пришедшее в страшный упадок в результате двух войн мировой империалистической и гражданской. В самый разгр строительства новой жизни одним из наиболее активных художников среди тех, кто счел своим гражданским долгом запечатлеть историческое время, был Борис Николаевич Яковлев (1890 1972), ставший позже членомкорреспондентом Академии художеств СССР, народным художником РСФСР, профессором. Он создал замечательную картину "Транспорт налаживается" (1923) и стал родоначальником советского индустриального пейзажа.
     …Железнодорожные пути и паровозы под парами возле депо одной из подмосковных станций. Ранний час, люди спешат на работу. После долгих лет бездействия, разрухи налаживается жизнь: убегающие вдаль к горизонту стальные линии и столбы электропередач, дым локомотивов, широкая перспектива все это передает чувство новоо, говорит о трудовом энтузиазме рабочего класса, чьими усилиями созидалось народное хозяйство страны. Эта картина Яковлева вместе с тем свидетельствовала о знаменательных переменах, которые поисходили в советском искустве. Впервые художник обратился к новому типу пейзажа, в котором воплощены красота труда и пафос социалистического строительста.
     Б.Н.Яковлев уроженец города Москвы. В 1917 году он окончил Московский университет, а затем Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были А.М.Васнецов и А.С.Степанов. Наставники молодого художника были преставителями русскоо реалистического искусства. От них Яковлев воспринял замечательные национальные традиции пейзажной живописи. И закономерно, что, когда создавалась прогрессивная реалистическая Ассоциация художников революционной России (АХХР), Б.Н.Яковлев был в числе первых ее организаторов.
     Жажда познания нового, стремление увидеть и перенести на холст ранее никем не замеченное приводят Яковлева к мысли о необходимости глубокого изучения жизни. И художник совершает длительные поездки по стране. В 1925 году он побывал в Самарканде, в 1928 в Крыму, 1929 в Баку, 1930 в Ленинграде, на Балтийском заводе, 1931 на Свирьстрое, 1932 в Майкопе, 1933 в Грузии, на Сурамском перевале… Две поездки он совершает на Урал (1933 и 1934 гг.). В 1935 году художник едет в Дагестан, а в 1936 в Карелию… И отовсюду Яковлев привозил десятки натурных этюдов, на основе которых создавал новые произведения. В них зудожник воспевает мокучую силу советского человека, преобразующего природу. Так появились картины: "Мачта в горах", "На Урале", "Строительство рабочего поселка", "Вывозка леса", "Спуск лесовоза". "Дорога на строительство", "Краны", "Верфь. Балтийский завод", "Рудник Магнезит"…
     Увлеченно работает Яковлев над архитектурным пейзажем. В его творчестве немало полотен, посвященных Красной площади. Картины, посвященные главной площади страны, принадлежат к лучщим созданиям художника. В них он воплотил патриотические чувства любви к Родине. Ведь именно с этой центральной площалью столицы связаны многи езамечательные события истории нашей Родины. На этой площади советские люди не раз слышали пламенные речи Владимира Ильича Ленина, и бесконечно дорога эта площадь всем прогрессивным людям мира тем, что здесь находится Мавзолей В.И.Ленина.
     С картины "Москва военная" Яковлева встает сумрачная Москва 1942 года. По заснеженной Красной площади на фронт продвигались танки. Величаво выглядела Красная площадь на картине Яковлева "Зимний Кремль" (1947). Строгие очертания Кремлевской стены, Мавзолея и серебристых трибун, Спасской башни и неповторимого ансамбля храма Василия Блаженного. Через год в 1948 художник вновь пишет Красную площадь. Но на этот раз он укрупняет масштабы, приближает к зрителю выразительые силуэты Мавзолея, Спасской башни и храма Василия Блаженного. Кремлевская стена и белоснежные трибуны остались за пределами картины. И еще один вид этой героической площади, такой, как ее запечатлел Яковлев в том же 1948 году: крупно изображены Мавзолей, Кремлевская стена и запорошенные снегом елочки…
     Цикл картин Яковлева о Красной площади своеобразный поэтический символ величия Советской страны.
     Яковлев был тонким мастером лирического пейзажа. В 1061 году он создал карину "Весна в Аодмосковье". Живопись нередко сравнивают с музыкой. Это сравнение приложимо к творчеству Яковлева так присуще его живописи чувство ритма, особая "певучесть" красок. Чистотой тона, светом, солнцем напоена раняя подмосковная весна, когда стройные, устремленные в небо березы распускают набухшие красноватые почки. Жизнь среднерусссой природы влечет художника знакомыми с детства мотивами. Помимо ласковой солнечной весны Яковлев любуется и красотой осеннего дня, когда деревья покрываются багрянцем ("Золотая осень", "Октябрь"), и причудливыми снежными дорогами ("Вывозка леса"). Он писал и природу гористого Урала с буйными стремительными реками, своеобразные пейзажи юга России или Средней Азии… И всегда он оставался мастером со своим пониманием окружающего мира.
     Серию пейзажей создал Яковлев в Горках Ленинских. Он с увлечением писал места, где провел последние годы своей жизни Владимир Ильич. Так появляются сочные, темпераментн написанные пейзажи, изображающие старый парк, аллею в Горках, дом в Гоках, реку Пахру, весну в Горках… Часто писал Яковлев и натюрморты. Яркие звучные цветы ("Черемуха и купавки", "Розы" и многие другие) выражали оптимистическое восприятие жизни, радость бытия.
     В годы Великой Отечественной войны Б.Н.Яковлев создает ряд выразительных композиций. Помимо уже упомянутого холста, изображающего Красную площадь в 1942 году, художник исполнил картину "Площадь Пушкина в ночь воздушной тревоги". Яковлев увидел нерасторжимую связь прошлого с настоящим. Дождливая ночь, глухое темное небо и резкие черносиние тени, падающие на монумент величайшего русского поэта. Памятник освещен отсветами прожекторов и вспышек зенитных орудий. В грозном пейзаже войны образ великого Пушкина как бы вновь напоминал о Москве, о величии русской культуры.
     Б.Н.Яковлев был художникомпоэтом. И это свое поэтическое восприятие мира передал он в лирических и индустриальных пейзажах Родины.

Сергей Васильевич Герасимов (1885–1964)

Действительный член Академии художеств СССр, народный художник СССр, лауреат Ленинской премии С.В.Герасимов (18851964) родился в г. Можайске Московской области.
          «Учился я, писал в своем автобиографическом очерке художник, в сельской школе и городском училице. Пятнадцати лет приехал в Москву и поступил в Строгановское училице. Здесь, в связи с курсом русской словесности, читая русские былины, почувствовал, что больше всего люблю русское искусство и рускую историю. Я увлекался Васнецовым, Нестеровым. Очень хорошо вспоминаю Строгановское училице. Там преподавали С.В.Иванов, К.А.Коови, А.М.Корин и другие».
          В 1907 году Герасимов заканчивает декоративное отделение Строгановского центрального художественнопромышленного училища и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учится до 1911 года.
          Вначале Герасимов выступал с произведениями, исполненными акварелью. «Первое время и довольно долго потом, вспоминал далее художник, я работал главным образом мкварелью. Мужской портрет на выставке 19111912 года также исполнен в этой технике. Масляная живопись мне далась не сразу, а в результате больших усилий». Однако и каварельная живопись Рерасимова выделяется богатством колорита, точностью рисунка, контрастными живописными отношениями. В его ранних акварелях было много жанровых сцен, в которых выведена целая галерея человеческих характеров. Насыщенные звучными красками, неожиданными колористическими находками, эти ранние работы Герасимова пленяют своим высоким мастерством.
          Творчество Герасимова отмечено широтой и разнообразием. Великоланый мастер тематической картины и портрета, он был выдающимся советстким пейзажистом. Пейзажи Герасимова неизменно отличаются высокими художественными достоинствами, богатством цвета и большой лирической задушевностью. Об искусстве Сергея Васильевича прекрасно сказал другой замечательный советский художник П.Д.Корин: «Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским. Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит гордое и светлое пле Бородино.
          С детства родная природа – первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, очаровывала его душу. Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день над весенним небом. Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только хожодникпоэт». С.В.Герасимов писал все времена года, но больше всего он любил раннюю весну, здесь с особенным блеском проявился его дар великолепного колориста. С.В.Герасимов был прекрасным книжным иллюстратором. Его рисунки к «Капитанской дочке» Пушкина, к поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», к «Делу Артамоновых» Горького и к «Грозе» Островского вошли в золотой фонд советского графического искусства.
          Разнообразие творческих интересов Герасимова особенно отчетливо обнаруживаешь, кгода знакомишься с его тематическими композициями. Этот выдающийся художник жил интересами своей страны, он стремился идти в ногу со временем, хотел, чтобы его искусство служило народу. Это стремление проявилось у него с первых же дней после победы Великого Октября. Герасимов с открытой душой принял Советскую власть и немедленно принялся за работу, необходимую новому времени. В первые же месяцы после Октября он принял деятельное участие в работе отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в организации художественного образования и в оформлении революционных празднеств.
          Великий праздник – 7 ноября 1918 года – прошел в необычайно торжественной обстановке. «Октябрьские дня первой годовщины были одними из наисчастливейших дней в жизни Ильича», вспоминала Н.К.Крупская. В праздничном оформлении улиц, площадей и домов приняли участие лучшие художественные силы страны: Б.Кустодиев, С.Герасимов, Н.Касаткин, Е.Чепцов, И.Бродский и многие другие. С.В.Герасимов написал огромное панно «Хозяин земли», изображавшее крестьянина с красным знаменем в руках. Панно было размещено на фасаде здания бывшей городской думы (ныне в нем находится центральный музей им. Ленина).
          В первое послереволюционное десятилетие Герасимов создает цикл композиций, в которых показывает своего современника, образы, созвучные героическому духу времени. «За столом», «Три крестьянина», «Крестьянин в шапке», «Крестьянка с петухом», «Фронтовик», «Рыбаки на Волхове» и другие произведения такого же характера запечатлели острый интерес к началам новой жизни в деревне, новое понимание им образа крестьянина.
          В 1933 году Герасимов выставил картину «Клятва сибирских партизан» и портрет «Колхозный сторож». Обе эти работы выдвинули художника в ряд лучших мастеров советсткой живописи. «Клятва сибирских раптизан» выдающееся произведение, воплощающее героический дух советского народа, проявившийся в годы гражданской войны. С какой убежденностью и величавой торжественностью произносит свое прощальное слово командир отряда у грода погибшего бойца! Как взволнованносуровы в этот трагический момент партизаны, решившие до последнейф капли крови бороться за утверждение новых, коммунистических идеалов!
          «Клятва сибирских партизан» справедливо считается лучшей историкореволюционной картиной Герасимова. Сам художник не раз говорил, что главную свою творческую задачу он видит в создании картин со сложным композиционным и образным строем. Значительными работами явились также картины «В.И.Ленин на II съезде Советов среди делегатовкрестьян» (19351936), «Колхозный праздник» (1937), и «За власть Советов» (1957)…
          С.В.Герасимов – блистательный мастер светлой, солнецной живописи. Сколько в его «Колхозном празднике» света, воздушного простора, ощущения большого радостного, истинно народного праздника» Примечательно, что все тематические картины Герасимова, как и большинство его портретов, изображают крестьян. Знакот руской деревни посвятил свое искусство красоте человека крестьянского труда. В тяжелые годы Отечественной войны С.В.Герасимов создает свою значенитую гартину «Мать партизана» (1943).
          На холсте – две противостоящие друг другу фигуры, две противоборствудщие идейные силы: пожилая руская крестьянка и эсэсовец. Женщинамать – олицетворение мужественного и свободолюбивого народа. Огромная выразительность в раскрытии психологического состояния образа ставит эту картину в один ряд с лучшими созданиями современной живописи.
          Интенсивно работает художник и в послевоенные годы. Появляется серия тонких по живописи, лирических по настрою пейзажей: «Последний снег» (1954), «Первая зелень» (1954), «Сирень в цвету» (1955), «Пейзаж с речкой» (1959) и многие другие картины. С.В.Герасимов вел большую общественную и педагогическую работу, он был в разное время профессором высших зудожественных учебных заведений Москвы, председателем правления Московской организации художников, первым секретарем правления Союза художников СССР. В 1963 году он был депутатом Верховного Совета РСФСР. «Сергей Васильевич Герасимов, сказала о нем народный художник СССР Е.Ф.Белашова, это восесть нашего искусства, это наша творческая жизнь, наша энергия, наша ответственность перед народом и перед самим собой».
          В 1966 году (посмертно) С.В.Герасимову было присвоено почетное звание лауреата Ленинской премии за серию картин «Земля русская», в которую вошли вледующие работы: «Ранняя весна» (1952), «Послениний снег» (1954), «За власть Советов» (1957), «Летниц день» (1957), «Паводок» (1957), «Можайск.Вечер» (1959), «Пейзаж с рекой» (1959), «Снег сошел» (1963).

ШТЕРЕНБЕРГ, ДАВИД ПЕТРОВИЧ (1881–1948), русский художник, представитель постфутуристического изобразительного искусства России, переходного от авангарда к «тихому искусству» середины 20 в. Родился в Житомире 14 (26) июля 1881 в семье предпринимателя. Учился в частной студии в Одессе (1905). Как член Бунда вынужден был выехать за границу (1907), поселился в Париже, где занимался в академии Витти и жил в колонии художников «La Ruche» («Улей»). Вернувшись в Россию в 1917, был назначен заведующим отделом изобразительного искусства Наркомпроса, а также председателем коллегии ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (до 1921). Председатель «Общества художниковстанковистов» (ОСТ; с 1925). Жил в Москве.

После ранних умеренноавангардистских экспериментов разработал особый тип плоскостного натюрморта, порой декоративного, порой остродраматического (Селедки, 1917–1918, Третьяковская галерея, Москва). Как администратор активно поддерживал «левых» футуристического толка, в то же время отстаивая (в пику тем же «левым») непреходящую ценность станкового искусства. Выступал как мастер портрета и символическиобобщенной фигурной композиции, экспрессивно выразившей трагические разломы времени (Старик (Старое), 1925–1926; Аниська, 1926; обе работы – там же). С годами его экспрессионизм принял более камерный, лирическисозерцательный характер (живописный цикл Травы, 1929; серия детских книжеккартинок 1930–1931; натюрморты и пейзажи 1930–1940х годов). В своей живописи, офортах и ксилографиях этих лет мастер явился по сути одним из основоположников уединенностудийного «тихого искусства», противостоящего официальному «тематическому» соцзаказу.

Особой психологической силы это лирическое созерцание достигает в серии Библейские сюжеты (1947–1948), где Штеренберг, обращаясь в основном к Распятию и смежным темам, стремился возродить – в зыбких цветовых видениях – внеконфессиональное религиозное изобразительное искусство в духе Н.Н.Ге. Много работал как педагог – в Высших художественнотехнических мастерских – Высшем художественнотехническом институте (Вхутемас – Вхутеин) (1920–1930).

Умер Штеренберг в Москве 1 мая 1948.

Биографии художников