Лекции по истории искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Биографии:

Лучишкин Сергей Алексеевич
(1902 – 1989)

Русский художник, представитель искусства ОСТовского круга, театральный деятель. Родился в Москве. В 19171923 учился на курсах декламации (с 1919 – Государственный институт слова), окончив их со званием режиссера. Попутно занимался (в 19191924) в Свободных художественных мастерских у А. Е. Архипова, а затем (когда они были преобразованы в Высшие художественнотехнические мастерские, Вхутемас) у Л. С. Поповой, А. А. Экстер и Н. А. Удальцовой. Был членом группы “Метод” (1924) и “Общества станковистов” (ОСТ; с того же года). Жил в Москве. Примыкая к постреволюционной “второй волне” русского авангарда, участвовал в ряде наиболее радикальных художественных экспериментов 1920х годов. В 19231929 руководил студией “Проекционный театр”, позднее (до 1930) не раз выступал как дизайнер и распорядитель городских агитационных шествий, в 19301932 был художественным руководителем и режиссером Театра малых форм московского Пролеткульта. В качестве художникапостановщика “Цирка” (режиссер Г. Г. Александров; 1936) исполнил огромное число покадровых эскизов, в том числе со знаменитым “танцем на пушке”. Живописное искусство Лучишкина 1930 гг. нивелируется от лубочноплакатных картин типа пентаптиха “День Конституции”, “Спартакиада народов СССР” (1932) до многочисленных оформительских работ конца 19301950х годов (в первую очередь на ВСХВ).

Богородский Федор Семенович (1895, Нижний Новгород – 1959, Москва).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).
Лауреат Сталинской премии (1946).
Членкорреспондент Академии Художеств СССР (с 1947), действительный член Академии Художеств СССР. Председатель Правления МОСХа (1955 – 1958).
Окончил юридический факультет Московского Университета (1917), увлекался футуризмом, дружил с В. Хлебниковым и В. Маяковским. Занимался рисунком в студии М.В. Леблана; окончил ВХУТЕМАС по мастерской А.Е. Архипова (1922 –1924).
Работал в Италии, в Капо ди Сорренто (19291930).
Член художественных объединений «Бытие» (1922), «Жарцвет» (1925), АХР (1924).
Заведующий кафедрой живописи и рисунка во ВГИКе (19381959).
Профессор. Известен как живописец, рисовальщик, художник театра, книжный график, плакатист.
Автор портретов, жанровых и тематических картин. Произведения Ф.С. Богородского хранятся в ГТГ, ГРМ, а также в Государственном Музее Революции и Центральном Музее вооруженных Сил в Москве, в Киевском государственном музее русского искусства и в собраниях многих провинциальных художественных музеев.
В 1938 вышла его Автомонография, а в 1959 Воспоминания художника.
Умер Богородский в Москве 3 ноября 1959.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1895 21 мая (3 июня н. ст.) Федор Семенович Богородский родился в Нижнем Новгороде в семье юриста Семена Федоровича Богородского. Мать художника — Екатерина Ефимовна Ширикова — крестьянка из деревни Уколово Воскресенского района Горьковской области.
1905—1914 Учился в Нижегородсксш гимназии. В гимназиче ские годы обучался игре на скрипке, рисованию (у Л. М. Диаманта и В. А. Ликина) и акробатике. Тайком от родителей выступал в цирке. Печатал свои стихи в газете «Нижегородский листок».
1914 После окончания пшназии поступает на юридическнй факультет Московского университета.
1914—1916 В университетские годы пробует себя в различных областях искусства. Как поэт принимает активное участие в студенческом «Обществе искусств и изящной литературы» при Московском университете. Увлекается футуризмом. Начало дружбы с В. Маяковским, В. Каменсшш, В. Хлебниковым. Занимается рисунком в студии М. Леблана, П. Бакланова и М. Северова.
В 1916 г. впервые участвует на XVI Периодической художественной выставке Нижегородского общества любителей художеств (Портреты, натюрморты, комиозиции — гуашь и темпера). Выступал эквилибристом в цирке Соломонского и Никитина в номере «Человек без нервов». Снимался как акробат в трюковых фильмах. Весной мобилизован в армию. Был морским летчиком на Балтике, затем в авиационном корпусном отряде Югозападного фронта. За храбрость награжден шлным бантом Георгия.
1917 Летом встушш в Коммунистическую партию в воен ной организации Югозападного фронта. Осенью во время одного из боевых вылетов его самолет был сбпт немецкой артиллерией. Тяжело изувеченный, шесть месяцев находился на излечении в военном госшггале в Дубно.
1918 Демобилизованный по состоянию здоровья из армии, в феврале возвращается в Москву и получает назначение на должность члена следственной комиссии по особо важным делам Нижегородского губернского Революционного трибунала. С ноября — заместитель председателя комиссии. Избирается членом Нижегородского горсовета. Одновременно работает как художник, журналист и поэт. Вступает в члены Нижегородского литературнохудожествешшго кружка. Выставляет работы (портреты, натюрморты — гуашь и темпера) на XVII Периодической художественной выставке Нижегородского общества любителей художеств. Принимает участие как член комитета в организации в Нижнем Новгороде «Дома искусств» и профсоюза художниковживописцев. Активно участвует в оформлении празднования первой годовщины Октябрьской революции. Содействует организации профсоюза журналистов, вступает в его члены. Много работает как журналист, печатая стихи и статьи по вопросам изобразительного искусства, театра, профсоюзной и партийной жизни в газетах «Рабочекрестьянский нижегородский листок» и «Нижегородская Коммуна», постоянным сотрудником которой состоял с мая 1918 г. по апрель 1919 г.
1919 В январе назначается председателем отдела по особо важным делам при следственной комиссии Нижегородского губернского Революционного трибунаяа. Работает как журналист и художник. На «Первой выставке картин профсоюза художниковживописцев» участвует своей первой большой композицией «Крючники». В марте кооптируется Губкомом в секцию изобразительного искусства Нижегородской губернской Коллегии по делам искусств для организации государственных художественных мастерских. В мае уходит добровольцем на фронт гражданской вопны. Назначается политкомиссаром Военной Донской флотилии, соединившейся впоследствии с ВолжскоКаспийской флотилиеп, защищавшей Царицын. 11 июня в газете «Солдат Революции», издававшейся в Царицыне, помещена заметка о выступлении на первом собрании моряковкоммунистов военкома Федора Богородского, призывавшего моряков крепить революционную дисциплину. В конце июня был тяжело контужен в боях под Царицыном. После излечения в самарском госпитале назначен заведующим особым отделом Оренбургской губернокой Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. Принимает деятельное участие в организации Оренбургского профсоюза работников искусств. Вступает в его члены. Встречается с московскими и петербургскими художниками — С. Карповым, С. Рянгиной, Я. Николаевым, В. Хвостенко.
1920 В январе откомандировывается в Москву в ВЧК. Вскоре возбуждает ходатайство о переводе его на работу в организации, деятельность которых связана с искусетвом. Направляется А. В. Луначарским в Н. Новгород на пост заведующего художественным отделом. Однако Нижегородский Губком наэначает его начальником следственной части Революционного Военного трибунала В'олжской области. В октябре переводится на профсоюзную работу членом президиума Нижегородского губернского правления Всероссийского профсоюза Рабис. Избирается председателем его художественноживописной секции. Избирается членом Нижегородского горсовета.
1921 Избирается председателем Нпжегородского губернского отдела Всероссийского профсоюза Рабис и фрактщи РКП(б). В октябре командируется в Москву на профсоюзную конференцию художников, где избирается членом президиума. Много работает как художник. Участвует на «Выставке картин бюро профсоюза работников искусств и сектщи Изо Подотдела искусств».
1922 Ряботает как театрадьный художник. Оформляет с художником А. В. Куприным сттектакль «Стенька Разин» В. Камеяского. Выходит книжка стихов Федора Богородского «Даёшь!». В сентябре откомандировътвается в Москву для заветУгттения художественного образования. А. Е. Архипов пришшает его в свою мастерскую на IV курс. Одновременно работает в пирке пот всевдонимами «Человек бр^ нервов» и «Ферри». Выступает эстрадным танцовщиком в «Матросском татще» с 3. Каюоссо и в номере «Ню и Ферри» с танцовщицейчечеточницей Анной Скопиной. Руководит классом эксцентрикя в театре Форрегера. По приглашению В. Мейерхольда ставит танпы в спектакле «Озеро Люль» на сцене Театра Револгоции.
19221924 — Пишет статьи об искусстве эстрады и ттттока в ЖУР налах «Зрелища», «Новый зритель», «Искусство и труд». На V Московской губернской конференпии Рабис избипается членом правления московского ттлогЬсо'оза Рабис и заведующим культотдедом Губрабиса.
1922—1928 Избирается депутатом Моссовета.
1923 Принимает цеятельное учагтио в организации московского Горкома артистов эстрады и цирка. Избирается первым его председателем.
1924 Избирается первым председателем Горкома художников и ответственным секретарем Бюро секции изобразительных искусств московского губернского отдела профсоюза Рабис. Оканчивает Вхутемас. Вступает в члены АХРР. Осеныо — творческая поездка в Крым.
1925 Продолжает профсоюзную деятелыгость в горкомах художников и артистов эстрады и цирка. Избирается членом Президиума АХРР. В июне направляется в творческую командировку в Чувашскую и Марийскую АССР для сбора материала к предстоящей 8й выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР». Начало углубленной работы над жанровьш портретом («Американская танцовщипа», грузчики, беспризорньте). Портреты бесттризорных, впервые показанные на 7й выставке АХРР, на выставках «Бьттие» и «ЖарЦвет», принесли автору болыной успех и были гпироко отмечены в прессе (Статьи и вьтсказывания А. В. Луначарского, Ем. Ярославского и др.). Художник С. В. Малютин пишет портрет художникаморяка Федора Богоро^ского (его местонахождение нс установлено).
1926 Участвует на 8й выставке АХРР картинами «Чурапти», «Мариеп охотник», «Марийка». Пишет тщкл портретов ня тему «Московское ДРО» С«Хулиган» («Кот»), «Гулящая», «Маруха», «Вандерша», «Девка», «СиЛстлггс»), показанных на 9й выставке АХРР в 1927 г.
1927 Пишет картину «Прачка» (Гос. музей изобразителъных искусств Туркменской ССР. Ашхабад) — одну из работ, поданных для запгаты диплома на звашге художника. Второй дипломной работой был «Кеспризорный». Офитщальное вручение диплома об окотгчании Вхутеина (Высший художественнотехничбский институт) с высшей наградой — заграничной коматтдировкой. Работает над картинами «Грузчики» для юбилсйной выставки художественных произведений, посвящепной 10летнему юбилею Октябрьской революции, и «Матросы в засаде» для 10й выставки АХРР, посвященной 10летию Красной Армии. Последняя удостаивается премии Реввоенсовета.
1928 На I съезде художников АХРР выступает с докладом о создании федерации художественных обществ. Картина «Матросы в засаде» экспонируется на XVI Международной художественной выставке в Венеции. В июне уезжает с художником Г. Ряжским в загракичную творческую командировку. Июнь—июль — Германия: Берлин, Дрезден, Нюрнберг, Лейпциг, Мюнхен. Изучение музеев и современного искусства. Зарисовки на улицах городов. Цикл берлинских пейзажей темперой и гуашью. Июль—октябрь — Италия: Рим, Неаполь, Капри, Флоренция, Падуя, Венещтя. Изучение музеев и современного искусства. Встречи с итальянскими и русскими художниками — С. Коненковым, Ал. Яковлевым, А. Исуповым, Н. Лоховым. Делает серию пейзажей Венеции и Капри — акварель и гуашь, зарисовки на улицах. В Галерее Фьямма в Риме открывается небольшая выставка работ Богородского.
В ноябре возвращается в Берлин. Пишет пейзажи рабочих окраин (темпера, масло). В рисунках—сюжеты классовой борьбы, жанровые сцены на улипах, в кафе, цирк, спорт. Делает эскизьт костюмов и декорапий, ставит русские танцы в Верлинской опере (с балетмейстером В. Гзовским). Изучает музеи, посещает выставки и мастерские художников и скульпторов, членов Ассопиации революционных ХУДОЖНИКОВ Гелмании: Кете Кольвип, АЛ. Кейля (Шандор Экк), Ганса Баллюшека, Отто ^агеля и других. Вступает в члены Ассоциации, принимает участие в организащщ ее деятельности.1929 Зимой участвует на выставке Ассоциации серией рисунков, посвященных гамбургским плотникамкоммунистам, и на выставке картин русских, французских и немецких художников в Галерее Флехтгейма (Берлин). Встречается с русскими художниками, живущими в Берлине,— В. Фалилеевым, Е. КачураФалилеевой, И. Мясоедовым, К. Горбатовым, Л. Пастернаком.
Встреча с А. М. Горьким. Получает от него приглашение приехать работать к нему в Сорренто. 1929— С ноября 1929 по апрель 1930 г. живет в Капо ди
1930 Сорренто у А. М. Горького. Работает над пейзажем, жанровым портретом — «Дочь рыбака» (Киевский гос. музей русского искусства), «Итальянка, несущая камни», «Итальянка с кувшином» портрет Стофана Цвейга, гостившего тоцца у А. М. Горъкого, и др. Пишет картины на содиальные темы—«Европа. Инвалиды войны» (ГТГ). «Итальянские рабочие п фашисты», «Женщины, несущие вино» (ГТГ) и др. В рисунках — социальная тематика, жанровые сдены в Неаполе и Сорренто. Делает много карандашных набросков и два портрета маслом А. М. Горького (Один был впоследствии уничтожен автором, местонахождение другого не установлено).
1930 В мае возвращается в Москву. Июль—август — творческая командировка в Нижний Новгород. Пишет цикл волжских, городских и индустриальных пейзажей Нижнего Новгорода и Сормова.
1931 Осенью и зимой подготовляет работы для персональной отчетной выставки по заграничной командировке, открывшейся 1 марта в Гос. музее изящных искусств '(около трехсот работ маслом, акварелью, тем• •''' перой, гуашью, рисунки). Издан каталог выставки со встутгтельной статьей А. В. Луначарского. Выставка была широко освещена в прессе. Весной уезжает на шесть месяцев в творческую командировку наЧерноморский флот и в портовые города — Севастополь, Одессу, Новороссийск, Батуми и в Грузию. Пишет портреты краснофлотцев, пейзажи городов. В Тбилиси выступает с докладом о современном искусстве Запада. Избирается членом Центрального Совета АХР.
1932 Награждается почетной грамотой Центрального Совета АХР «За особые заслуги в борьбе за реалистичеокое искусство». Назначается члвном комиссии технической экспертизы конкурсных проектов Дворца Советов. Назначается членом жюри юбилейных выставок «Художники РСФСР за XV лет» и 15 лет РККА». Пишет картины «Памяти Ленина» (ГТГ), «Братишка» (ГТГ), «Отец и сын» (ГТГ), «Снимаются у фотографа», «Семья снимается» и др. Участвует на выставках «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и на XVIII Международной художественной выставке в Венеции.
1932—1958 Избирался членом Правлешш МОССХа с 1932 по 1958 год.
1933 Пишет картину «На белых» (погибла во время Великой Отечественной войны в Краснодаре) и «Нашли товарища» (Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Эскиз в музее Револющш СССР). Участвует на юбилейных выставках «Художники РСФСР за XV лет» в Москве и «15 лет РККА» в Москве и в Лешшграде (1934).
1934 Присутствует от художников на XVII съезде ВКП(б). Творческие поездки в Горький и в Севастополь. Участвует на XIX Международной художественной выставке в Венеции.
1935 Назначается членом выставочных комитетов юбилейных выставок «Индустрия социализма» и «20 лет РККА и ВоенноМорского Флота».ТворчеСкйё поездкй вместе с группой художнйков от Оргкомитета выставки «Индустрия социализма» в июне в Донбасс, в июле — на Волгу, в Васильсурск, в августе — на заводы Поволжья, в сентябре — в Донбасс, на Азовсталь, в Запорожье для сбора материала к картине «Проводы шахтеров на фронт в 1918 году». Пишет серию акварельных портретов шахтеров и пейзажи.
1936 В июне—июле — творческая комаидировка совместно с Г. Ряжским и Г. Нисским в Севастополь для сбора материала к картине «Весть о победе» (написан был только эскиз). В августе творческая поездка в Палех и Мстёру (пейзажи маслом и акварелью). В октябре едет в Донбасс для сбора материала к картине «Встреча стахановцев» (картина не была закончена). Пишет картину «Музыка» («Военный санаторий в Архангельском под Москвой»). Эскпз первого варианта находится в Калининской обл. картинной галерее. 1937 Пишет картину «Проводы шахтеров на фронт». (Местонахождение не установлено). В сентябре творческая поездка в Севастополь для сбора материала к картине «В поход» («За роднну») (ЦМ ВС СССР). Пишет портреты краснофлотцев.
1938 Участвует на выставке «XX лет РККА и ВоенноМорского Флота» («В поход» и «Музыка»). Выходит из печати книга Ф. Богородского «Автомонография» с предисловием И. Грабаря. Начало педагогической деятельности на вновь организованном при активном содействии Богородского художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии. Бессменно заведывал на нем кафедрой живописи и рисунка с 1938 по 1959 г. За это время факультет выпустил более трехсот художников кино.
1939 Утвержден в ученом звании профессора по кафедре живописи. В октябре командируется Оргкомитетом Союза художников СССР в Белосток для учаотия в работах Народного Собрания Западной Белоруссии.
1940 Приказом Комитета по делам искусств при Совнаркоме награждается Почетной грамотой «За энергичную и нлодотворную работу по организации выставки «Индустрия Социализма». Осенью и зимой пишет серию пейзажей в Горках Лешшских (масло и гуашь). Работает над картиной «Расстрел». Пишет цикл портретов цирковых артистов.
1941 Участвует на выставке «Лучшие произведения советских художииков». С начала войны активно работает в Правлении МОССХа. 16 ноября по решению правительства в числе ста художников эвакуируется из Москвы.
1942 В Доме культуры с. Воскресенского на Ветлуге Горьковской области (родина его отца) организует выставку «Героическое прошлое русского народа». Пишет картину «Возвращение партизан» и пейзажи. Проводит встречибеседы с партийным активом Воскресенска. В сентябре возвращается в Москву. Участвует на выставке «Великая Отечественяая война» картиной «До последней капли крови» (местонахождение не установлено). В октябре — декабре находится как военный художник в командировке в 92й морской бригаде в осажденном Сталинграде. Делает фронтовые зарисовки. Проводит с воинами беседы на полптические темы, на темы искусства.
1943 В феврале командируется на Волжскую флотилию в Горький, в марте—апреле — в блокированный Ленинград. Два месяца жил на военных кораблях. Был контужен во время одного из обстрелов. В результате фронтовых впечатлений зарождается тема картины «Слава павшим героям».ТворчеСкйё поездкй вместе С группой художнИков от Оргкомитета выставки «Индустрия социализма» в июне в Донбасс, в июле — на Волгу, в Васильсурск, в августе — на заводы Поволжья, в сентябре — в Донбасс, на Азовсталь, в Запорожье для сбора материала к картине «Проводы шахтеров на фронт в 1918 году». Пишет сердю акварельных портретов шахтеров и пейзажи. зимой пишет серию пейзажей в Горках Ленинских (масло и гуашь). Работает над картииой «Расстрел». Пишет цикл портретов цирковых артистов.
1944 Работает над картиной. Награжден орденом «Знак почета» за преподавательскую работу во ВГИКе.
1945 Заканчивает картину «Слава павшим героям».
1946 Награжден медалями «За оборону Москвы», «За оборону Лешшграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией». Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Присуждена Государственная премия СССР второй степени за картину «Слава павшим героям» (ГТГ). Участвует на Всесоюзной художественной выставке. В течение ряда лет избирается членом нартийного бюро МОССХа и секретарем партгруппы Правления.
1947 Пишет картины «Фашистским знаменам не подняться» и «Поверженные знамена». Последней участвует на Всесоюзной художественной выставке. На 1й сессии Академии художеств СССР избран членомкорреспондентом.
1948 Участвует на юбилейной выставке «30 лет Советских Вооруженных Сил». В сентябре — творческая поездка в Закарпатскую область — Львов и Ужгород. Выступает с докладами о задачах советского искусства. Награжден медалыо «В память 800летия Москвы».
1949 Пишет картину «Сталинградец» (Воронежский областной музей изобразительных искусств). которая экспонируется на Всесоюзвой художественной выставке. Избран членом секции изобразительных искусств ЦК профсоюза РАБИС.
1950 Председатель Гос. экзаменационной компсспи (ГЭК) в Гос. Академии художеств Латвийской ССР (Рига).
1951 Председатель ГЭК по факультету живописи Московского художественного ипститута имени Сурикова и МИПИДИ. Член ГЭК по Художоственному факультету ВГИК.
1952 Пишет картину «Раздумье» (1952—1954). Начинает работать над книтой «Восггомпнания художника» (19521957). Председатель ГЭК по факультету живописи Московского художественного института имени Сурпкова. Член ГЭК по Художествепному факультету
вгик . Утворжден рецензеятом Высшей Аттестационной комиссии по киноискусству Министерства высшего образования.
1953 Председатель ГЭК Гос. художественного института Эстопской ССР. Член ГЭК по факультету живописи Московского художественного института иментг Сурикова и по Художественному факультету ВГИК. Утвержден членом Экспертной комиссии по делам кинематографии Министерства высшего образования.
1954 Избран заместителем председателя правления МОССХ. Избирается членом нескольких комиссий Академии художеств СССР, членом и председателем пяда художественных советов. Председатель ГЭК Гос. Академии художеств Латвийской ССР и член ГЭК по факультету живописи Московского художественного института имени Сурикова.
1955 В связи с шестидесятилетием награжден орденом Трудового Красного Знамени. Приказом по Управлению учебньтми заведениямд Министерства куль туры СССР объявлена благодарность «за многолетнюю творческую п педагогическую деятельность по подготовке высококвалифицпрованных кадров молодьтх художников».
Назначен членом комитета юбилейной художественной выставки 1957 г. Избран членом конкуроной комиссии Совета ВГИК по избранию профессорского состава. Избран председателем правления МОС. 1956 В июне — поездка вокруг Европы на теплоходе «Победа». В августе — сентябре — творческая поездка в Париж для изучения музеев и современного искусства Франции. По возвращении в Москву выступает с рядом докладов о поездке во Францию. Работает над триптихом «Отцы и дети».
1957 Пишет картины «Они громили Деникина и Колчака» и «Они штурмовали Зимний» (Львовская гос. картинная галерея) — боковые части тритттиха. Они экспонировалисъ на Всесоюзттой художественной выставке, посвященной 40летию Великой Октябрьской социалистическоГг револютщи, и на выставке «Москва социалистическая в произведеттиях московских художников». Проводит болыпую работу по подготовке Первого Всесоюзного съезда советских художников. Активно участвует в его работе.
Организует и проводит работу с художниками на Всемирном фестивале молодежи в Москве. Избван членом Оргкомитета Союза художников РСФСР. В связи с 40летием Октябрьской револютши объявлена благодарность «работнику высших учебных заведений Министерства культуры СССР за многолетвгюю плодотворную деятельностъ».
1958 Участвует на юбилейных выставках «40 лет Советских Вооружеяных Сил» и «Двести лет Академии художеств ССОР»,1059 1 иоября вышла из печати книга «Воспоминания художника».

Биографии художников