История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Искусство Древних цивилизаций

Искусство Древнего Египта

Древний Восток – родина нескольких великих и самобытных цивилизаций, обогативших культуру и искусство человечества, непреходящими ценностями. Несмотря на то, что развитие Востока и Запада исторически проходило в постоянной борьбе, западное искусство впитало в себя многие достижения искусства Востока, порой, даже не осознавая этого. Из всех древних культур Востока мы рассмотрим только искусство Древнего Египта, которое неразрывно связано с историей государства.

Историю древнего Египта принято подразделять на следующие периоды:

Додинастический (IV тысячелетие до н. э.);

Древнее царство (3200—2400 гг. до н. э.);

Среднее царство (XXI в.— начало XIX в. до н. а.);

Новое царство (XVI—XII вв. до н. э.);

Позднее время (XI в.—332 г. до н. в.).

Среди ранних цивилизаций Египет занимает особое место. Это государство просуществовало недолго — около трех тысяч лет, — но создало высокую и утонченную культуру, которая питала многие другие культуры. Трудно представить историю архитектуры без пирамид, обелисков, колоннад, изобразительное искусство - без скульптурного портрета, без показа человеческих чувств, без пейзажа. Но, может быть, еще труднее осознать, что все эти высокие достижения художественного творчества в истории были созданы одним и тем же народом - египтянами.

Архитектура

В архитектуре Древнего Египта сосуществовали монументальные сакральные сооружения (пирамиды и храмы), постройки гражданского назначения (склады, мастерские и т.д.) и жилые дома. Жилой дом состоятельного египтянина представлял собой двух – трёхэтажное сооружение с подвалом, внутренним двориком, чётко распланированным садом, виноградниками, огородами, хозяйственными постройками. В самое жаркое время дня подвальные помещения и внутренние дворики с фонтанами давали возможность людям насладиться прохладой и покоем. Дома украшали пышной росписью, для которой использовали яркие жёлтые, красные цвета, а также – белый и чёрный. Любимым образом в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве было растение папирус, которое давало египтянам возможность изготавливать множество полезных вещей. Связки или снопы папируса стали прообразом колонн, которые являются неотъемлемой частью архитектуры до нашего времени.

Египетский храм не был местом общих собраний и молений верующих. Его функции были многообразнее и сложнее. Он служил хранилищем сокровищ, рукописей, местом научных занятий и жреческой деятельности, скрытой от глаз непосвящённых. Этим объясняется монументализм и сам характер храмовых построек, рядом с которыми человек чувствовал себя маленьким, ничтожным, но, в то же время, защищённым богом, живущим в этом храме. Поэтому вокруг храмов строили самые разнообразные гражданские учреждения и торговые помещения. Все они тоже находились под защитой бога, которому был посвящён храм.

Наиболее известным достижением древнеегипетской архитектуры являются пирамиды. Это монументальные и загадочные сооружения, о способах строительства, назначении, авторах их проектов в науке до сих пор нет единых ответов. Существует множество и других загадок пирамид. Однако весь мир знает три безупречно правильные четырехгранные пирамиды (гробницы фараонов) - Хеопса, Хефрена, Микерина. Они стоят уже около сорока веков. Облицовка их не сохранилась, внутри они разграблены, но ни время, ни люди не смогли нарушить их идеальную форму. Самая высокая из них не имеет себе равных в мире. Ее высота - 146 метров, длина основания каждой грани - 230 метров. Внутри она не полая - это почти сплошной камень, только внизу прорезана узкими коридорами, ведущими в усыпальницу фараона. Пирамида служила не только гробницей, но и мерой величия фараона. Ее форма означала Вечность, а отношение граней - Гармонию Вселенной. Поэтому пропорции, расчеты углов наклона составляли священную тайну жрецов, которые и руководили строительством пирамид.

Подсчитано, что для того, чтобы перевезти все камни, из которых сложена пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, каждый по 30 вагонов. Это поистине потрясающий памятник непреклонной воли фараона и труда сотен тысяч рабов.

Происхождение портретного жанра в искусстве связано, как считают учёные, с верованиями древних египтян. Они верили, что в момент смерти душа отделяется от тела, но впоследствии возвращается в свою оболочку. Верили, что кроме души и тела есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила КА. Нужно, чтобы КА всегда могла найти свою земную оболочку и вселиться в нее. Тогда душа умершего будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому кроме самой мумии в гробницу помещали и портретную статую умершего, причем портрет должен быть очень похожим, иначе как же КА опознает свой облик…

Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Древнего Египта. Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты лица, но выражение лица остается отвлеченным, психологически нерасшифрованным. Египетские портреты были именно такими—спокойно-бесстрастными, лишь иногда в них просматривался характер. Голова царицы Нефертити (XIV век до н. э.) - изображение, знаменитое не менее, чем Джоконда или Сикстинская мадонна. Красота Нефертити, что в переводе означает “прекрасная пришла” (так называли царицу египтяне), победила время. И не только сам царь был очарован Нефертити, её красоте поклонялся весь народ Египта. “Прекрасная ликом”, “сладостная голосом”, “владычица прелести”- так отзывались о ней современники. До нас дошли и волнующая красота Нефертити, и проникновенные стихи Эхнатона, посвященные ей: “Услаждается сердце мое женою, пусть живет она вечно, и состарится после этой тысячи лет”.

Кроме всемирно известного портрета Нефертити до нас дошли и другие произведения портретного искусства, например, двойной портрет дочерей Эхнатона начала XIV в. до н.э. Этот портрет восхищает естественностью поз и живостью изображённых на нём девочек.

В Московском Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина хранятся образцы мелкой пластики, шедеврами которой являются статуэтки жрицы Раннаи и жрица Аменхотепа. Из предметов декоративно – прикладного искусства в этой коллекции можно назвать туалетные ложечки конца XV в. до н.э., одна из которых – в форме цветка лотоса, поддерживаемого плывущей девушкой, а другая – в виде смуглой обнажённой девушки, осторожно ступающей среди цветов лотоса. Цветок лотоса – один из любимейших образов в искусстве древних египтян.

Своеобразие функций искусства в Древнем Египте

Древние народы поступали просто и жестоко: когда умирал знатный человек, убивали его слуг, жену и хоронили их вместе с господином. Но египетская религия была гуманной, она никогда не требовала человеческих жертв, а просила только искусства. Не палачи, а художники обеспечивали умершему благополучие. На стенах гробницы рисовали подробную повесть о земной жизни. В культуре Древнего Египта искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому было неважно - видит ли кто-нибудь художественное произведение или нет. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само по себе сущим, заключающим жизненное начало.

Канонический характер древнеегипетского искусства

Понятно, что труд художника считался священнодейственным. Художники часто были жрецами, окруженными почетом и уважением. Но все-таки воля художника была ограниченной: он должен был хранить священный канон.

Канон - это определенный тип изображения, нарушать который было нельзя. Египетский канон в скульптуре - прямостоящая фигура, голова которой чуть приподнята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены, прижаты к телу. В рельефе - это “распластывание” фигуры, голова и ноги изображались в профиль, а торс - развернутым. Вся фигура обрисована единой упругой линией. Часто среди рисунков, рельефов можно было увидеть и иероглифы, изображения и надпись - нечто цельное, единое, так как пиктография была основой и письменности, и искусства. Письменность и искусство были делом жрецов, они являлись частью религии.

Но вернемся к гробницам. Египтяне заботливо оформляли усыпальницы не только внутри, но и у входа: ставили стража, который должен внушать трепет смертным. Самым надежным стражем считался собственный сфинкс. Например, Аменхотеп III стал ещё при жизни заботиться о своем загробном будущем. У входа в его заупокойный храм восседали два сфинкса. Они уникальны по размерам: их глаза - на уровне высоты пятиэтажного дома, кисти рук так велики, что по ним мог гулять взрослый человек.

В 322 году до н. э. войска Александра Македонского, завоевавшие Египет, обнаружили на окраине Фив двух каменных колоссов. От храма Аменхотепа III не осталось и следа, а каменные гиганты, величественно восседавшие среди пустыни, производили пугающее впечатление. Пески в этой местности обладают свойством издавать скрипучие звуки, кажется, будто сфинксы поют и стонут.

Почти все гробницы, содержащие несметные сокровища, были разграблены еще в древности. Единственная оставшаяся почти нетронутой - знаменитая гробница Тутанхамона, открытая археологами в 1922 г. и показавшая бесчисленные богатства фараонов. В ней были найдены золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, богато украшенное оружие, драгоценные камни, сосуды. Всё это представляет собой бесценные произведения искусства, однако впечатляет и тот факт, что общий вес золота, обнаруженного в ней, превысил тонну!

Упадок египетской культуры связан, прежде всего, с полосой тяжелых и длительных войн и завоеваний Египта ливийцами, эфиопами, ассирийцами и персами. Завоевание Египта открыло новый период в истории культуры, много веков спустя получивший название эпоха эллинизма, которая интересна взаимопроникновением древневосточной и античной культур. Последние века существования египетского государства совпали с формированием цивилизаций Средиземноморья, которые вошли в историю как античные цивилизации.

Биографии художников