Лекции по истории искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Биографии: ГАБО, НАУМ (наст. фамилия и имя Певзнер, Наум Абрамович, Неемия Беркович) (1890–1977), русский художник и теоретик искусства. Родился в Брянске 5 (17) августа 1890 в семье инженера. Брат Антона Певзнера. Окончив в 1910 гимназию в Курске, поехал в Германию, где первоначально изучал естественные и технические дисциплины (в Берлине и Мюнхене). Побывав в 1913–1914 в Париже, под влиянием кубизма решил стать художником. В середине 1910х годов, живя в Копенгагене, а затем в Христиании (Осло), создал первые конструктивистские скульптуры, подписывая их псевдонимом «Габо». В 1917 приехал вместе с братом в Москву; вдвоем они опубликовали Реалистический манифест (1920), где призвали художников не пассивно отображать, а, отрешившись от прошлого, активно перестраивать жизнь. Символическая фигурность его пластики (серия Сконструированных голов, с 1916) последовательно сменяется чистыми абстракциями, контрастно комбинирующими разные материалы.

Свои первые работы он создает на стыке традиционных скульптурных мотивов и новых материалов, организованных по принципам инженерной конструкции ("Сконструированная голова №2", 1916). От статической конструкции переходит к кинетической, идею которой впоследствии использовал его американский коллега по группе "Абстракция творчество" А.Кальдер. Годы первой мировой войны, до 1917го, Габо проводит в Копенгагене и Осло, затем приезжает в Москву. Короткие, насыщенные дискуссиями и диспутами русские годы, художник позже назовет "устными": находясь в постоянной оппозиции с "производственниками" во главе с В.Татлиным, Габо с братом сформулировали основные положения своего "Реалистического манифеста" 1920го года. (Отдельные его положения явно перекликаются с идеями Пьетро Рестани и Ива Клейна, создавших в 1960м группу "Новых реалистов" в Париже.) Габо отстаивал духовную функцию искусства и индивидуальную волю творца, противопоставляя их сугубо утилитарным целям. "Романтический конструктивист" Габо провозгласил новые ценности: иллюзорный цвет должен освободить место натуральному; линия проекция скрытых сил. Основными формами нашего ощущения времени становятся кинетические ритмы.

Габо привлекали научное моделирование, использование математических формул для построения художественных конструкций. Некоторые из его ранних работ могут восприниматься как фигуры аналитической геометрии ("Планирующая конструкция в пространстве", 19291930). Его часто называли "математическим художником". Но Габо доверял больше интуиции, не механике, его стереометрия была глубоко субъективной. Сферическая тема, родившаяся в Англии, стала самой поэтичной в творчестве скульптора. Он был тогда полностью поглощен эйнштейновской идеей передачи "курватуры пространства", как непрерывно длящейся выгнутой поверхности. Светоносная и оптимистичная "Полупрозрачная вариация сферической темы" (1937) дает представление об энергии, свете, пространстве и времени.

Конструктивизм Габо корреспондирует с живописью П.Мондриана, идеями В.Гропиуса, Мисс Ван дер Роэ, Ле Корбюзье и др. Его существенное влияние ощущается и сегодня, многие его вариации стали расхожими клише постмодерна. С 1922 Габо жил в Берлине (куда выехал для участия в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димен); наезжал в Голландию, где примкнул к движению «Де Стейл». В 1932–1935 жил в Париже, с 1935 в Лондоне, с 1946 в США. Все чаще выступал как теоретик и философ искусства, в 1937 издавал (вместе с Б.Никольсоном) журнал «Circle» («Круг»). Отстаивал принципы свободной игры форм, все дальше уходя от раннего социального утопизма в чистую эстетику. Применяя широкий спектр приемов и материалов (алюминий, сталь, бронза, зеркала, проволока, нейлоновая нить и т.д.), нередко предпочитал не «глухие», а прозрачные и полупрозрачные формы, поэтику проемов и пустот, активно взаимодействующих с окружающей средой. Наряду с музейновыставочными объектами (представленными в крупнейших музеях современного искусства в Западной Европе и США) создал много композиций, синтетически дополняющих и развивающих архитектуру: конструкции и рельефы для Музея искусств в Балтиморе (1950–1951), Рокфеллеровского центра в НьюЙорке (1956), универмага «Бейенкорф» в Роттердаме (1956–1957), Национальной галереи Берлина (1973) и др.

В 1962 приезжал в Москву и Ленинград для встречи с теми из братьев, кто остался в России. Умер Габо в Уотербери (шт. Коннектикут) 23 августа 1977.

Юккер

(Uccer) Гюнтер (р.1930) немецкий скульптор. С кон. 1950х гг.работает на стыке кинетической скульптуры и попарта. Входил в группу""Зеро"" в Дюссельдорфе. Свои объекты делает из стальных блестящих гвоздей(""Световой лес"",1959). С 1960 использует неоновые трубы и вращающиесядиски для создания дополнительного светового эффекта. Юккер создатель картин и объектов с активным использованием гвоздей в качестве главного изобразительновыразительного материала. В 50е гг. Ю. писал обычные беспредметные живописные картины, однако в нач. 60х осознал выразительные возможности гвоздя, вбивая гвозди (так, что большая часть гвоздя остается торчать из плоскости, и совокупность гвоздей образует интересные рельефы и световые эффекты) в свои картины. Затем гвозди стали вбиваться в предметы мебели, и Ю. выставлял их в качестве объектов; наконец он начал создавать, с активным использованием гвоздей (часто окрашенных в белый цвет) подвижные оптические объекты и скульптуры («танцоры», «световые диски» и т. п.). Используя различное и меняющееся освещение, Ю. добивался интересных оптических эффектов в своих подвижных и статических объектах и гвоздевых картинах. В 70е гг. создал ряд крупноформатных картинрельефовполей, в которых гвозди набивались на белые или живописные поверхности под разными углами к поверхности и с разной плотностью сгущения. В результате возникли некие ни на что не похожие как бы живые пространства особых (на уровне восприятия) измерений.

Колейчук Вячеслав Фомич

1941 родился в дер. Степанцево Московской обл.

1966 окончил МАРХИ (факультет градостроительства)

196667 участник группы "Движение"

196872 основатель и участник группы "Мир"

с 1979 член Союза архитекторов

с 1993 член Международной Федерации художников (Профессионально творческого Союза художников и графиков)

с 1996 преподаватель кафедры ландшафтной архитектуры МАРХИ

с 1997 профессор кафедры рисунка Московского Государственного Открытого педагогического Университета.

Автор о себе:

Экспериментальная и теоретическая разработка проблем "преодоления материала", кинетического и программированного искусства, построение парадоксальных кинетических, конструктивных и визуальных моделей и образов. Поиск новых средств художественной выразительности (самоколлаж, рукотворная голография "светостереографика", фотоживопись). Создание самонапряженных и самовозводящихся конструкций и композиций, акустических экзотических, музыкальных инструментов (овалоид, конструктивные звуковые пространственные структуры).

Биографии художников