Лекции по истории искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

АРП, Жан (Ганс) (18871966) Французский живописец и скульптор.

Родился в Эльзасе, учился в Школе декоративного искусства в Страсбурге (1904), а затем, с 1905 по 1907 год, в Веймарской художественной школе и в Академии Жюлиана в Париже.

В 1912 году в Мюнхене Арп знакомится с Кандинским и становится членом группы «Синий всадник», оказавшей значительное влияние на его личность. На второй выставке группы он показывает свои работы. В 1913 г в Кёльне Арп встречается с Максом Эрнстом, существенно повлиявшим на его творчество.

В 1915 году Арп перебрался в Цюрих, где своими геометрическими коллажами принял участие в выставке «Современные настенные ковры, вышивка, живопись и рисунок». В последующие годы Арп много экспериментировал в технике коллажа: однако, в отличие от коллажей кубистов (которые резали бумагу ножницами) и дадаистов (которые использовали фрагменты газет и фотографий) он изобрел новую технику бумажного коллажа, используя в качестве материала рваную цветную бумагу. Неровные силуэты его композиций создают ощущение внутренней энергии, заключенной внутри деталей.

В 1916 году Арп становится сотрудником «Кабаре Вольтер», принимает самое активное участие в создании группы Дада. Круг его интересов в эти годы значительно расширяется: он пишет цикл симультанных стихов, иллюстрирует произведения Гюльзенбека и Тцара, оформляет издания журналов «Кабаре Вольтер», «Дада», «391».

Не забывает художник и о своем увлечении пластикой. Его ярко раскрашенные абстрактные деревянные рельефы на первый взгляд кажутся лишь забавой, что вполне отвечает эстетике дадаизма, однако за показной несерьезностью художника всегда скрывается сложная интеллектуальная деятельность и глубокая творческая проницательность.

В 1920 году Арп предпринял поездку в Берлин, где познакомился с Куртом Швиттерсом, Эль Лисицки и кругом берлинских дадаистов, по приглашению которых принял участие в Первой международной дадаярмарке, а также сотрудничал с «Альманахом Дада». В конце 1920 года он перебрался в Париж.

Постоянно находясь в поисках нового, Арп сближается с группой «Круг и квадрат», а затем сменившей его «Абстракция творчество». В 1930 году он создал первые трехмерные скульптуры из дерева. Под влиянием своей жены, также талантливого скульптора, он полностью отдается этому виду искусства. Постепенно он осваивает все новые и новые материалы: гипс, бронзу, камень.

В1958 году в Музее современного искусства в НьюЙорке состоялась ретроспективная выставка произведений Арпа. На ней были представлены работы, созданные более чем за сорокалетнюю творческую жизнь. Среди показанных на ней работ были «Квадраты, размещенные согласно законам вероятности»

Он стоял у истоков дадаизма, оставил заметный след в абстракционизме, дал свою, оригинальную и самобытную версию сюрреализма. Однако неуемная жажда творческой свободы, постоянное стремление к независимости и нонконформизм не позволили ему примкнуть окончательно ни к одному из художественных направлений: до последних дней он так и оставался великим одиночкой.

ПИКАБИА, Франсис

(18791953)

Французский художник и поэт.

Франсуа Мария Мартинес Пикабиа родился в Париже, учился в парижской Школе изящных искусств, а с 1895 по 1897 год в Школе декоративного искусства у Фернана Кормона, Фердинанда Гумберта и Альберта Чарльза Уоллера. С 1899 года художник выставлял свои работы в Салоне Независимых.

Зимой 19021903 годов Пикабиа начал писать в импрессионистской манере: работы, выполненные в этом стиле, он показал в Осеннем Салоне и Салоне Независимых 1903 года. Первая персональная выставка художника состоялась в парижской галерее Хаусмана в 1905 году.

С1908 года в работах Пикабиа

появляются элементы фовизма, неоимпрессионизма и даже кубизма. В 1909 году Пикабиа создал первую свою абстрактную картину «Каучук». К 1912 году художник сформировал персональный стиль своеобразную смесь кубизма и фовизма: в этой манере он проработал до начала 1920х годов.

В 1910 году Пикабиа подружился с Марселем Дюшаном, вместе с которым три года спустя принял участие в Арморишоу. Приехав в НьюЙорк, он быстро стал своим в авангардных кругах. Пикабиа принимал активное участие в дадаистских акциях в НьюЙорке. Он сотрудничает с Дюшаном и Мэн Рэем, издается в журналах «Камеравок» и «291». В 1915 году Альфред Штиглиц в своей галерее «291» организовал персональную выставку Пикабиа. Этот период ознаменовался в его творчестве началом механистического и механоморфного периода.

В августе 1916 года Пикабиа

переезжает в Барселону. В 1917 году он опубликовал свою первую поэтическую книгу, а также первый выпуск своего журнала «391» (за семь лет вышло 19 номеров), созданный по образцу журнала «291», издаваемого Штиглицем: с июня того же года журнал начинает выходить и в НьюЙорке, а в более поздний период и в Париже.

В 1918 году в Швейцарии Пикабиа познакомился с лидером дадаистов Тристаном Тцара, который вовлек его в движение Дада. Вернувшись в Париж, в феврале 1919 года Пикабиа примкнул к группе парижских дадаистов. Он участвует в скандалах и акциях, увлекается дадаистскими коллажами, издает дадаистский журнал «Каннибал».

В 1922 году, когда произошел исторический разрыв Бретона с Тцара, Пикабиа принял сторону первого. Ему 42 года, и он устал от скандалов и эпатажа. Тем не менее, Пикабиа продолжает сотрудничать с будущими сюрреалистами, принимая участие в выставках и публикуясь в их журналах, вплоть до 1924 года, когда он провозгласил инстантанеизм как альтернативу сюрреализму.

Биографии художников