Лекции по истории искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

ТЦАРА, Тристан (18961963) Румынский поэт и теоретик искусства.

Настоящее имя Самуэль Розеншток.

Родился в апреле 1896 года в румынском местечке Моинешти. Учился на математическом и философском факультетах университета в Бухаресте. В начале Первой мировой войны Тцара перебрался в нейтральную Швейцарию.

Обосновавшись в Цюрихе, он вместе с группой единомышленников (в числе которых были Балль, Гюльзенбек, Арп и Янко) в феврале 1916 года основал «Кабаре Вольтер», ставшее колыбелью нового авангардного движения дадаизма.

Тцара приобрел известность как один из основателей и наиболее последовательных теоретиков дадаизма. Он отличался горячим и восторженным характером, обладал неуемной энергией, которая была основным двигателем нового движения. В 1917 году Тцара первым начал выпускать журнал «Дада», на страницах которого был опубликован первый программный документ движения «Манифест Дада».

«ДАДА возник из стремления к независимости, из потребности не доверять обществу, писал Тцара в своем "Манифесте". Тот, кто не с нами, тот все равно свободен. Мы не признаем никаких теорий. С нас хватит академий, кубизма и футуризма: это лаборатории для нормальных идей...

Новый художник создает мир, элементы которого являются

одновременно его средствами; это замкнутое в себе, неопровержимое художественное произведение с четко определенными границами. Новый художник протестует: он больше не рисует (никаких символических или иллюзионистских репродукций), а творит непосредственно из камня, дерева, железа, цинка скал подвижные организмы, которые от дуновения свежего ветра сиюминутного восприятия могут вертеться во все стороны».

в поэзии, Тцара выдвинул тезис, что поэтом может стать всякий, кто в состоянии разрезать напечатанную фразу на фрагменты и, перемешав их, выклеить на чистый лист в новом порядке. Таким образом, он утверждал, что художественным процессом управляет Случай, уравнивающий в правах всех, а ножницы и клей являются инструментами, достаточными для поэтического творчества.

В 1924 году Тцара опубликовал книгу «Семь манифестов Дада», которую составили программные документы движения, написанные в 19161920 годах. Однако эта публикация не сумела остановить рождение сюрреализма, которое Бретон возвестил в Первом манифесте сюрреализма, опубликованном в том же году.

Впоследствии, когда дадаизм окончательно исчерпал себя, Тцара ненадолго примкнул к сюрреализму: это произошло в 1929 году.

ШВИТТЕРС, Курт

(18871948)

Голландский художник.

Родился 20 июня в Ганновере.

С 1908 по 1909 год посещал школу прикладного искусства в родном городе, а с 1909 по 1914 год Саксонскую Королевскую Академию искусств в Дрездене. В 1911 году Швиттерс впервые принял участие в выставке Ганноверского союза художников.

Во время Первой мировой войны Швиттерс служил в немецкой армии в качестве чертежника. В 1917 году он вернулся в родной Ганновер, где начал смело экспериментировать в дадаистском духе, чему немало

способствовало его знакомство с Жаном Арпом и Раулем Хаусманом, творчество которых он высоко ценил. Первые абстрактные картины Швиттерса были показаны в Берлине в галерее «Der Sturm» в 1918 году, где несколько позднее состоялась его совместная выставка с Паулем Клее.

В 19181919 годы Швиттерс изучал архитектуру в Высшей технической школе Ганновера.

Кроме классических бумажных коллажей Швиттерс создавал и большие, сложные рельефные композиции, составленные из всевозможных предметов: колес, деревянных планок, гвоздей и проволочной сетки. Эти работы, в отличие от более камерных коллажей, выглядели как монументальные произведения.

В своей статье «Мерцживопись», опубликованной в журнале «Der Sturm» в июле 1919 года, художник дал подробный анализ этого специфического вида искусства. Он писал: «Колесо от детской коляски, проволочная сетка, веревка и вата являются такими же равноправными факторами, как и краска. Чтобы создать картину, художник выбирает нужные ему материалы, распределяет их и "деформализует", то есть лишает их изначальную форму формального значения. "Деформализация" материалов может осуществляться уже за счет распределения их по поверхности. Дополнительно к этому используются: разделение материалов на части, перегибание, наложение их друг на друга, закрашивание. В мерцживописи крышка от ящика, игральная карта, вырезка из газеты становятся плоскостями, веревка, мазок кисточки или штрих карандаша линией, проволочная сетка, новый слой краски или промасленная бутербродная бумага лазурью, вата мягкостью.

Швиттерс поддерживал связь с другими дадаистскими группами. В сентябре 1921 года он выступал с докладами в Праге вместе с Раулем Хаусманом и Ханной Хёх, а в следующем году вместе с Арпом принимал участие в Конгрессе дадаистов в Веймаре, где познакомился с Тео ван Дуйсбургом, чьи принципы «De Stijl» оказали влияние на его творчество. Вместе с Тео ван Дуйсбургом в 19221923 годах Швиттерс принял участие в большом дадатурне по Нидерландам.

В 1923 году Швиттерс единолично начал издавать журнал «Merz», целиком посвященный теории и критике новых художественных направлений дадаизма и конструктивизма. Журнал просуществовал до 1932 года.

 В 1929 году он был приглашен принять участие в выставке «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в цюрихском Доме искусств. Он сотрудничал с парижскими художественными журналами «Cercle et Carre» (1930) и «AbstractionCreation» (1932), а также принимал участие в деятельности одноименных групп. В 1936 году художник показал свои работы на выставках «Кубизм и абстрактное искусство» и «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм», состоявшихся в ньюйоркском Музее современного искусства.

художник умер 8 января 1948 года в больнице городка Кендел от сердечной недостаточности.

Швиттерс был одним из крупнейших мастеров коллажа: за свою творческую жизнь он создал более 2000 работ в этом виде искусства. Его творчество оказало огромное влияние на искусство последующих поколений. Своими смелыми поисками Швиттерс дал толчок к развитию новых форм абстрактного и концептуального искусства, таких как попарт, ассамбляж, хэппенинг, энвайронмент и др.

ЯНКО, Марсель

(18951984)

Румынский художник.

Родился в Бухаресте, здесь же учился живописи в мастерской художника Йозефа Изера. Будучи другом Тристана Тцара, вместе с ним издавал журнал «Зимболул».

Янко явился одним из создателей нового художественного движения и наиболее активным его участником.Иллюстрировал поэтические сборники Тцара и Гюльзенбека, оформлял выходившие в Цюрихе дадаистские журналы.

В 1918 году Янко стал членом группы «Новая жизнь», а в 1919м вступил в «Комитет действий революционных художников», которым руководил Ганс Рихтер. В 1920 году в Цюрихе состоялась выставка, на которой были показаны его гипсовые рельефы.

В 1922 году, после неудачной попытки присоединиться к парижским дадаистам, Янко вернулся в Бухарест, где в 1924 году создал группу «Контимпоранул», издающую одноименный журнал, орган художественного и поэтического авангарда. Кроме этого, группа занималась организацией авангардных выставок: одна из них состоялась в 1922 году во Дворце искусств в Бухаресте.

Янко был художникомуниверсалом. Диапазон его художественных возможностей широк и разнообразен: масляная живопись, графика, самые разные виды гравюры, плакат, скульптура, искусство декорации и костюма, маски. Он также писал критические статьи и манифесты.

В 1941 году Янко удалось выехать в Израиль: год спустя в

ТельАвиве состоялась большая выставка его работ. На своей новой родине художник развил активную культурную деятельность: он выступил основателем группы «Новые горизонты» (1948), принял участие в венецианском Биеннале (1952), основал поселение художников «Эйн Ход» (1953). В 1967 году Янко был удостоен Национальной премии Израиля в области живописи, а в 1982 году звания Почетного гражданина ТельАвива.

В течение последних лет жизни Янко вместе со своими друзьями трудился над созданием в Эйн Ходе художественного музея, который был открыт в 1984 году, за десять месяцев до кончины художника. Сегодня этот музей носит его имя.

Биографии художников