Лекции по истории искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

БААДЕР, Иоганнес (18751955) Немецкий архитектор и писатель, вождь дадаистов.

С 1892 по 1895 год Баадер учился в инженерностроительной школе Штутгарта. Там же он осознал, по его собственному выражению, свою «харизматическую одаренность». В 19031905 годах он входил в объединение художников, занимавшихся сооружением надгробных памятников. Человек масштабного мышления, Баадер был автором идеи создания гигантского всемирного храма, строительство которого должно было завершиться через 1000 лет, то есть в 2905 году.

В 1917 году произошла его встреча с Раулем Хаусманом, вместе с которым он присоединился к движению дада. Баадер был непревзойденным мастером скандала, за ним прочно закрепилась репутация возмутителя спокойствия. В программном документе «Дадамероприятия», составленном Раулем Хаусманом, приведен целый ряд акций, среди которых самые безумные дело рук Баадера. «17 ноября 1918 года Баадер отправился на воскресную службу в центральный собор Берлина. Когда придворный проповедник уже собирался обратиться к прихожанам, Баадер громко закричал: "Минуточку! Я хочу спросить, что значит для вас Иисус Христос? Вам на него начихать!.." Продолжать он уже не мог; поднялся гвалт, Баадер был арестован, и против него было выдвинуто обвинение в богохульстве...

Позднее, в 1919 году, Баадер поехал в Веймар, где тогда заседало социалдемократическое правительство. С трибуны зала заседаний он прервал прения и стал разбрасывать в собрании написанную им и отпечатанную в огромном количестве листовку "Зеленый труп". Это было даже зафиксировано в стенографическом отчете Народного собрания, и, безусловно, этим сообщением пестрели на следующий день все газеты. "ДАДАисты хулиганят!" В листовке помимо прочего говорилось: РЕФЕРЕНДУМ готов ли немецкий народ предоставить верховному дада свободу действий? Если результат опроса будет положительным, то Баадер гарантирует всем порядок, мир, свободу и хлеб... Мы взорвем Веймар, местом ДАДА будет Берлин!..»

6 февраля 1919 года на встрече дадаистов в помещении зала «Рейнгольд» Баадер был провозглашен «Президентом земного шара». Он носил также титулы: «Президент Республики Дада», «Верховный Дада» и «Дадапророк».

Однако с уходом дада со сцены личность Баадера, скандалиста и ниспровергателя основ, оказалась невостребованной. Его уход из жизни в доме престарелых в Нижней Баварии прошел никем не замеченным.

БАЛЛЬ, Гуго

(18861927)

Немецкий поэт, драматург и театральный режиссер, один из основателей Дада.

Родился в семье коммивояжера. В юности по настоянию родителей обучался азам коммерции, работая у торговца кожаными изделиями. С 1906 по 1909 год изучал германистику, историю и философию в Мюнхенском и Гейдельбергском университетах, после чего приступил к работе над диссертацией на тему «Ницше в Базеле». Однако, увлеченный театром, Балль бросил учебу в университете и поступил в театральную школу в Берлине, где получил основы режиссерского мастерства. Вскоре появляются его первые драматические произведения: трагикомедия «Нос Микеланджело» (1911) и набросок комедии «Палач из Брешии», которая была завершена в 1914 году.

Балль начал театральную карьеру в 1911 году в качестве художественного руководителя драматического театра в Плауэне, а год спустя перешел в «Мюнхенский театр комедии». Эти годы очень плодотворны: им написаны первые теоретические работы о театре, его стихи публикуются в берлинском журнале «Die Aktion», наконец, он знакомится с Кандинским и его концепцией искусства.

5 февраля 1916 года в Цюрихе Балль совместно с Тцара, Янко, Арпом и Эмми Хеннингс (ставшей его женой) открывает «Кабаре Вольтер» этот день можно считать днем основания Дада. Он активно участвует в формировании репертуара, пишет манифесты, сочиняет музыку, придумывает шутовские инсценировки. Об этой яркой и полной событий и открытий поре он поведал в своем «Цюрихском дневнике».

К этому времени относится одно из самых любопытных изобретений Балля «звуковые стихи». 23 июня 1916 года он записал в своем дневнике: «Я придумал новый вид стихов "стихи без слов", или звуковые стихи, в которых вибрация гласных оценивается и распределяется лишь по силе приступа. Сегодня вечером я читал первые такие стихи. Для выступления я придумал специальный костюм: ноги, вставленные в высокие, доходящие до бедер, блестящие голубые трубы из картона, походили на колонны, а сам я в нижней части напоминал обелиск; огромный, вырезанный из плотной бумаги золотой воротник, обклеенный яркокрасной бумагой с обратной стороны, был сложен на шее таким образом, что я, поднимая и опуская локти, мог размахивать ими, как крыльями; на голове высокий цилиндрический шаманский колпак в белую и голубую полоску.

По трем сторонам подиума, выходящим к публике, я поместил пюпитры и торжественно ставил то на один, то на другой свою разрисованную красным карандашом рукопись. А поскольку Тцара знал о моих приготовлениях, то получилась настоящая маленькая премьера. Все сгорали от любопытства. Так как я в качестве колонны ходить не мог, то меня в темноте вынесли на трибуну, и я начал медленно и торжественно декламировать:

гадьи бери бимба гпандриди лаули лонни кадори гадьяма бим бери глассала гпандриди глассала туффм и зимбрабим

бласса галассала туффм и зимбрабим...»

Днем позже, 24 июня, Балль делает в дневнике запись, призванную объяснить суть этого лингвистического эксперимента: «В звуковых стихах мы целиком и полностью отказываемся от языка, испорченного журналистами и ставшего невозможным. Мы возвращаемся к сокровенной алхимии слова, отказываемся от уже существующего слова и сохраняем таким образом для поэзии ее последнюю священную территорию. Мы отказываемся от сочинительства из вторых рук, то есть от пользования словами (не говоря уже о предложениях), которые не были придуманы лично и исключительно для собственного употребления».

Начиная с 1917 года Балль отходит от дадаизма. В последнее десятилетие своей жизни он все чаще обращается в своих статьях к религиознофилософским аспектам, что свидетельствует о его обращении к католицизму. Финал его жизни освещен светом дружбы с Германом Гессе, первым биографом которого он стал.

ДЮШАН, Марсель

(18871968)

Французский художник.

Родился 28 июля 1887 года близ Руана в Нормандии в семье художника.

В 1904 году Марсель приехал в Париж, где присоединился к двум старшим братьям, к тому времени оставившим занятия правом и медициной в пользу художественной карьеры. Он поступил в Академию Жюлиана, однако посещал занятия нерегулярно. В период с 1906 по 1910 год Дюшан пробует себя в разных художественных направлениях, отдавая предпочтение фовизму, а также кубизму, громко заявившему о себе в те годы.

В 1912 году художник написал картину «Обнаженная, спускающаяся с лестницы». Используя кубистский метод работы с формой, Дюшан стремился передать на холсте движение, прибегая к изображению нескольких повторяющихся контуров, что сближает его поиски с футуризмом. Картина была показана им в Салоне Независимых и вызвала острую критику со стороны кубистов, не говоря уже о широком зрителе. В 1913 году это полотно Дюшана стало центральным событием ньюйоркского Арморишоу; она до крайней степени возмутила американскую публику, что в одночасье сделало ее автора невероятно популярным. Один из критиков язвительно назвал ее «взрывом на макаронной фабрике». Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения».

Концепция нового изобретения Дюшана состояла в том, что любой, самый заурядный предмет, вырванный из привычной среды, может быть произведением искусства достаточно лишь дать ему название и выставить в экспозиции.

Возводя обычные предметы повседневной жизни в ранг произведений искусства, Дюшан демонстрировал свое неуважение к вкусам буржуа. Несколько лет спустя, в 1917 году, на выставке Нового Общества Независимых художников Дюшан показал «Фонтан» работу, ставшую классикой жанра «ready made». Обычный писсуар, получивший столь звучное название, продемонстрировал весь сарказм художника в отношении условностей классического искусства.Дюшан работает над сложной композицией, в которой

пытается установить связь между биологией, механикой и социальными традициями «Большое стекло: Невеста, раздетая догола своими холостяками. Равновесие» (19151923). Задуманная в Париже в 1912 году, она явилась завершением серии картин, развивающих одну и ту же тему: невесты, холостяков и ряда культурных обычаев, связанных с ухаживанием, сексом и страстью, воплощенную в яркой остроумной форме. Доминантой картины является «невеста», занимающая верхнюю часть композиции и остающаяся в своей вечной недостижимости выше конфликта оставшихся внизу девяти встревоженных и расстроенных «холостяков».

Большая по размерам работа (231x170 см) была выполнена в сложной технике с использованием стекла, масляной краски, свинцовой проволоки, фольги, пыли и лака. Первоначально смонтированная на стекле, с тем чтобы мир по обе его стороны был вовлечен в действие, композиция пострадала в 1923 году во время погрузки на корабль.

Художнику нравилось «взрывать» общественное мнение. Среди самых скандальных его выходоккомпозиция «L.H.O.O.Q» (1919), репродукция «Моны Лизы», подправленная карандашом (художник пририсовал ей усы и бороду).

Оптика и механика всегда интересовали Дюшана. Начало 1920х годов он посвятил созданию кинетических произведений движущихся композиций, вращающихся дисков, основная идея которых показать изменчивость и иллюзорность окружающего мира. В ходе экспериментов с сериями оптических дисков и конструкций, дематериализовавших не просто предмет, но все концептуальное поле художественного «произведения», Дюшан в 1923 году отвернулся от предметного искусства. Он посвятил свой досуг столь любимой им шахматной игре, художественной критике и литературному творчеству.

В 1920е годы внимание Дюшана привлекли широкие выразительные возможности кинематографа. В фильме Рене Клера «Антракт» (1924) он разыгрывает партию в шахматы с Мэн Рэем. В 1926 году он сам (при участии Мэн Рэя и Марка Аллегро) снял короткометражный фильм с названиеманаграммой «Anemic Cinema», в котором его «роторельефы» (вращающиеся диски с написанными на них по спирали текстами) чередуются с различными предметами и живыми персонажами.

Хотя Бретон и вовлек Дюшана в орбиту сюрреализма, нельзя безоговорочно причислить его к движению. Художник последовательно отдал дань сначала кубизму, а затем футуризму, дадаизму и сюрреализму, однако сумел остаться в стороне, сохранив полную творческую свободу.

Биографии художников