Лекции по истории искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

ФУТУРИЗМ.

Футуризм (лат. futurum - будущее) - авангардистские движения в европейском изобразительном искусстве начала ХХ в., имеющие различную, иногда противоположную политическую ориентацию, но исповедующие одни и те же эстетические принципы. Футуристов объединяют идея создания «искусства будущего», отрицание предшествующих художественных традиций и выбор урбанистических тем, в частности темы, машинной цивилизации. Футуристы вдохновлялись новыми технологиями, средствами передвижения и связи. Именно в попытках связать искусство с наукой и техникой строилась новая эстетика.

Футуризм в некоторых приемах близок кубизму, но принципиально отличается от него выраженной сюжетностью, литературной подосновой. Доминирующим началом в живописи всех футуристов является динамика, для ее передачи художники разрабатывают техники симультанности (одновременности). По мнению футуристов, зритель, чтобы ощутить новую концепцию отражения движения и пространства, должен чувствовать себя помещенным в центр картины. Характерные черты живописи футуризма - совмещение точек зрения и умножение контуров, как бы вызванные быстрыми движениями, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотичное вторжение в композицию обрывков текста и др. Некоторые художники отказываются от вертикалей и горизонталей, начинают использовать «линию-силу», способную, по мнению футуристов, выразить энергию. Как в живописи и скульптуре, так и поэзии, футуристы отрицали реалистические аспекты. 

В Италии футуристы У. Боччони (1882-1916), К. Карра (1881-1966), Дж. Балла (1871-1958), Дж. Северини (1883-1966), Л. Руссоло (1885-1947), с теоретиком поэтом Ф. Т. Маринетти, стремятся освободить искусство от бремени прошлого и восславить современность.

В живописи У. Боччони и Л. Руссоло нередко строят красочную гамму на резких контрастах. Дж. Северини демонстрирует в своих полотнах яркие и чистые цвета. К. Карра предпочитает использовать серые и коричневые тона. В скульптуре (У. Боччони, Дж. Балла) иллюзию движения передают с помощью нагромождения с сдвигов обтекаемых и угловатых объемов. Архитекторы-футуристы Пьячентини, Петруччи и Фредзотти составляют ряд фантастических проектов «городов будущего», предвосхитивших тенденции современной архитектуры. Эти архитекторы приняли за основу строгий стиль с геометрическими формами.

Многие футуристы в 20 - 30-е годы ХХ века отходят от футуризма: К. Карра становится одним из создателей метафизической живописи. Дж. Балла возвращается к академическим традициям, Дж. Северини обращается к кубизму, а Л. Руссоло живописи предпочитает занятия музыкой.

БИОГРАФИИ:

Джакомо Балла (1871-1958), итальянский художник, один из основоположников итальянского футуризма. Родился в Турине 18 июля 1871 года в семье аптекаря. По окончании школы работает в литографской мастерской, посещает художественные курсы. В 1891 году несколько месяцев занимается в туринской Академии Альберти, затем практикует в фотомастерской. Приезжает в Рим (1893), зарабатывает на жизнь как карикатурист и оформитель рекламно-упаковочных материалов. Побывав в Париже в 1900 году, испытает влияние неоимпрессионизма Ж. Сёра и П. Синьяка. Завоевывает репутацию как портретист (в работах этого времени, с их сдержанной, порой чисто черно-белой тональной гаммой, сказывается сильное влияние фотографии).

С 1904 года дает частные уроки рисования; знакомится с У. Боччони и Дж. Северини. В 1909 году вместе с ними пишет Учредительный манифест футуристов, составленный Ф. Т. Маринетти. Увлеченный, как и его единомышленники, ритмами современной жизни, мотивами движения, тесно сопрягает принципы живописи с приемами фотографии (особое значение для него имеет опыт фотоэтюдов движения, созданных фотографами Ж.- Э. Мари и Э. Мэйбриджем). На одной картине он стремится одновременно отобразить последовательные фазы движения, возникающий эффект напоминает сменяющие друг друга кадры кинопленки. Например, на картине «Динамика собаки на поводке» (1912) мы видим собаку со множеством ног – так художник соединяет разные фазы движения в одно целое. Остроумно передает в живописи движение автомобиля, полет ласточки и т.п. («Автомобиль: скорость, свет, шум» (1913), «Динамическая последовательность» (1913), «Выстрел из ружья» (1915)). На картине «Девушка, выбегающая на балкон» (1912) с помощью разноцветных точек одинакового размера передает ритм и движение. Для этого он выбирает прозрачные краски и добивается слияния фигуры и окружения. Таким образом, Ж. Балла воплощает в своей работе принцип футуризма «Синтез, времени, места, формы, цвета и тона». Одновременно он продолжает исследовать свет, работая над абстрактными композициями («Меркурий проходит мимо Солнца – Сид в телескоп», 1914)

Первая мировая война усиливает его мистико-теософские настроения: в 1915 году вместе с художником Ф. Деперо Балла опубликовывает манифест «О футуристической реконструкции Вселенной». Тогда же обращается к скульптуре («Кулак Боччони. Линии силы, дерево и картон», 1915), создает подвижные конструкции из проволоки, картона и глянцевой бумаги, которые можно считать первыми опытами кинетизма в искусстве.

В 1920-е годы пытается выразить свои мистические умозрения в беспредметных полотнах и графических листах, призванных воспроизвести феномен космического излучения. Подписывает манифест группы «Аэропиттура» (1929), провозгласивший наступление нового этапа футуризма. Однако на фоне творчества этой группы работы Ж. Балла тех лет - с их атмосферой загадочного отчуждения («Кресло странного человека», 1929) приближаются скорее к «метафизической живописи» Дж.де Кирико. К концу 1930-х годов отходит от авангарда, обратившись к традиционной фигуративной живописи.

Джино Северини (1883-1966), итальянский художник и теоретик искусства, один из лидеров итальянского футуризма.

Родился в Кортоне (Тоскана) 7 апреля 1883 года. Посещает вечерние художественные курсы при Вилле Медичи в Риме (с 1899). Занимается в частной школе Дж. Балла, где встречает У. Боччони. Знакомится с системой цветового дивизионизма, испытывает влияние живописи Ж. Сёра и П. Синьяка, которую увидел в Париже, приехав туда в 1906 году. В 1910 году присоединяется к группировке футуристов. Живет в Париже (в 1935-1946 - в Риме).

С 1912 года от ранних пуантилистских вещей («Весна на Монмартре», 1908) переходит к более масштабным картинам, пронизанным бурной ритмикой форм, преображенных в красочное полуабстрактное зрелище. Главным источником мотивов для его произведений становятся ночные кабаре («Голубая танцовщица», 1912; «Динамические иероглифы бала Табарэн», 1912).

С 1913 года Д. Северини разрабатывает «музыкальную» версию живописи. Сюжеты парижских кафе и танцовщицы становятся основой для поиска визуальных эквивалентов звукам. Фигуры танца рассматриваются художником как живые посредники между звуком и живописной формой. Эти эксперименты становятся для Д. Северини основой его абстрактных композиций («Танцовщица + Море = Букет цветов», «Танцовщица + Пропеллер = Море», «Танцовщица + Парус = Букет цветов»), в которых цвет, линия и ритм, освобожденные от изобразительной функции, создают своего рода визуальную музыку. В 1913 году свою концепцию Д. Северини излагает в манифесте «Визуальные аналоги динамизма».

В ряде работ находит выражение футуристический культ войны как «гигиены мира» («Поезд Красного креста», 1914; «Пушки в действии», 1915).

Дойдя до полной беспредметности («Сферическое распространение центробежного света», 1914), Д. Северини обращается к фигуративным, достаточно традиционным образам («Материнство», 1916). Аналогичный поворот от авангарда к неоклассике выражен и в его теоретических текстах (эссе «Символизм пластический и символизм литературный», 1916; «Машинизм в искусстве», «Авангардная живопись», 1917; «От кубизма к классицизму», 1921). В межвоенный период многочисленные монументально-декоративные композиции Д. Северини (в замке Монтегуфони, 1921-1922, и во Дворце правосудия в Милане, 1936-1937; росписи церквей в Швейцарии - во Фрибуре, Таванне, Лозанне, Ла Роше, 1923-1939, - и др.), равно как и станковые полотна (пейзажи античного Рима, натюрморты, мотивы комедии дель арте), с одной стороны, примыкают к «новеченто», ставшему официальным стилем фашистской Италии, с другой - вобрали в себя и немало элементов более приватной «метафизической живописи».

В 1940-1950-е годы Северини работает как сценограф (для театров «Маджо» во Флоренции и «Фениче» в Венеции). Публиковует мемуарную книгу «Вся жизнь живописца» (1946). С начала 1950-х годов использует свои ранние футуристические мотивы в русле новой моды на абстракционизм.

В России футуризм отчетливее всего выражается в литературе (Д. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др.). В изобразительном искусстве идеи футуризма развивают некоторые участники М. Ларионова «Ослиный хвост» (Д. Бурлюк, К. Малевич, Н. Гочарова и др.). Сходство идейно-эстетических взглядов и творческих интересов поэтов и живописцев закрепляет название «футуризм» за всем «левым» искусством России.

Самобытность русского варианта футуризма сказался на возникновении такого явления, как кубофутуризм, который совмещает черты кубизма и футуризма. Кубофутуристы не только изображают предмет или сюжет как сочетание геометрических форм, но и стремятся придать ему движение, присущее футуризму.

Футуризм нашел отражение в течениях ХХ века: деятельности группы «Де Стейл», и в Баухаузе; и во франузском «пуризме», и в русском конструктивизме.

Биографии:

Джакомо Балла (1871–1958). Родился в Турине 18 июля 1871 года в семье аптекаря. По окончании школы работает в литографской мастерской, посещает художественные курсы. В 1891 году несколько месяцев занимается в туринской Академии Альберти, затем практикует в фотомастерской. Приезжает в Рим (1893), зарабатывает на жизнь как карикатурист и оформитель рекламно-упаковочных материалов. Побывав в Париже в 1900 году, испытает влияние неоимпрессионизма Ж. Сёра и П. Синьяка. Завоевывает репутацию как портретист.

С 1904 года дает частные уроки рисования; знакомится с У. Боччони и Дж. Северини. В 1909 году вместе с ними пишет «Учредительный манифест футуристов», составленный Ф. Т. Маринетти.

Джино Северини (1883–1966). Родился в Кортоне (Тоскана) 7 апреля 1883 года. Посещает вечерние художественные курсы при Вилле Медичи в Риме (с 1899). Занимается в частной школе Дж. Балла, где встречает У. Боччони. Знакомится с системой цветового дивизионизма, испытывает влияние живописи Ж. Сёра и П. Синьяка, которую увидел в Париже, приехав туда в 1906 году. В 1910 году присоединяется к группировке футуристов. Живет в Париже (в 1935-1946 - в Риме).

Биографии художников