История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Анималистический жанр

Многие художники любят изображать зверей и птиц. Некоторые из них посвятили этому все свое творчество. Они создают произведения анималистического жанра. Живописцы выбирают его редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детенышей. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение. Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстрациях к научным и детским книгам. 

В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям животное часто «очеловечивается», то есть наделяется присущими людям чертами, с поступками и переживаниями, свойственными человеку, животных одевают в костюмы. Например, рисунки Е.Рачева и Ю.Васнецова.

Для скульптуры и мелкой пластики, декоративного и прикладного искусства (резьба по дереву, кости, камню, глиняная игрушка, вышивка) особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного.

Фольклорные, гротесковые и сказочные образы зверей и птиц встречаются в искусстве разных стран и народов.

Произведения первобытного искусства — наскальные рисунки зверей, пещерная живопись свидетельствуют об острой наблюдательности древних художников. Например, росписи пещеры Альтамира (Испания) — объемные изображения мамонтов, оленей, бизонов в характерных позах и движениях. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, искусство основывалось на одухотворении сил природы (анимизм) и культе животных (тотемизм).

Изображения животных встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках.

В эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры. Величайший мастер рисунка А.Дюрер любил изображать лошадей, зайцев и других зверей. Его работы отличает реалистическая точность и пластическая выразительность.

В искусстве Востока к изображению зверей и птиц с давних времен относились с особым вниманием. Для них характерны изысканная красота линии, пятен, форм, философская утонченность и опоэтизированность образов.

В русском искусстве яркие образы животных создали такие прославленные художники, как Е. Лансере, П. Клодт, В. Серов. Выразительным и точным изображением львов, медведей, собак, котов, лошадей, коров прославились скульпторы России. Например, замечательные конные статуи П.К. Клодта украшают мосты в С.-Петербурге.

Творчество известных русских художников-анималистов В.А. Ватагина, И.С.Ефимова, Е.И.Чарушина, А.М. Лаптева и других отмечено сочетанием познавательного восприятия животного мира с яркой образной характеристикой.

Например, в иллюстрациях Е.И.Чарушина мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои и реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.

Чарушин настолько хорошо изучил животных, что, создавая свои рисунки, с легкостью добивался точности в передаче формы или пропорции. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой выразительный образ — определенный характер в определенном состоянии. Герои Е.И. Чарушина добры, обаятельны. Они легко входят в сказочный мир. Художник любил изображать звериных детенышей - пушистых, мягких и еще совсем беспомощных.

Чарушин выработал свой метод иллюстрирования — чисто живописный. Он рисует необычайно искусно, не контурно, а, можно сказать, антиконтурно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто «лохматым» пятном, но в нем ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры — упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого

Главным художник считал создание образа, «а если нет образа, так и изображать нечего, и остается другой процесс работы — вроде рукоделия; это путь, идущий от механических навыков».

Исторический жанр

События прошлого, библейские истории и былинные времена вдохновляют художников на создание картин исторического жанра. Это один из жанров изобразительного искусства, который посвящается значимым историческим событиям и явлениям. В основном он обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если их историческое значение признано современниками.

Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром при изображении исторических баталий, крупных сражений и военных событий. Драматические столкновения в социальной борьбе народа часто находили художественное выражение в историческом жанре.

В XVII—XVIII вв. исторический жанр занял ведущие позиции в академизме и классицизме, утвердилось представление о нем как о высоком жанре, включающем религиозно-мифологические и собственно исторические сюжеты. Помпезные историческо-аллегорические, как правило, многофигурные композиции представляли античных героев и отражали конфликты противоборствующих сил (Н.Пуссен, Д.Веласкес, П.Рубенс, Рембрандт). В образе античных полководцев на картинах исторического жанра могли быть изображены властвующие монархи.

В России исторический жанр получил дальнейшее развитие в XVIII—XIX вв. и был связан с появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими идеями и возвышенными воззрениями классицизма, пропагандистом которых выступала Академия художеств. В историческом жанре ведущая роль принадлежала большой по размерам тематической картине (А.Лосенко, Г. Угрюмов, А. Иванов, К. Брюллов). Скульптурные портреты и памятники, посвященные событиям Отечественной войны 1812 г., создавались в рамках исторического жанра.

Выдающимся мастером русской исторической живописи был В.Суриков, отразивший в своих полотнах яркие исторические события, героические национальные характеры, полную внутренних противоречий историю народа: «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.), «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.).

С конца XIX — начала XX в. борющиеся за гуманистические идеалы художники в произведениях исторического жанра отразили революционные события, борьбу с фашизмом и трагические события освободительных движений современности.

Батальный жанр

Этот жанр изобразительного искусства посвящен темам войн, битв, походов и эпизодам военной жизни. Главным образом батальный жанр характерен для живописи, отчасти для графики и скульптуры. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота. Батальный жанр может включать элементы других жанров — бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и других атрибутов воинской жизни).

Формирование батального жанра начинается в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто); его расцвет приходится на XVII—XVIII вв. (Д. Веласкес, Рембрандт, Н. Пуссен, А. Ватто); особенно ярко была передана трагедия войны в период романтизма первой половины XIX в. (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа). Художники-баталисты, как правило, стремятся показать героическую готовность к освободительной борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, но их произведения, как правило, разоблачают античеловеческую сущность войны, проклинают ее (П.Пикассо «Герника», картины В. Верещагина, М. Грекова, А.Дейнеки, Е. Моисеенко, Г. Коржева и др.).

Мифологический жанр

Картины, написанные на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы, относятся к мифологическому жанру. Мифы, легенды, предания народов мира составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, Джорджоне, фресок Рафаэля. В XVII — начале XIX в. значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала (Н.Пуссен, П.Рубенс), сближают с жизнью (Д.Веласкес, Рембрандт), создают праздничное зрелище (Ф.Буше, Дж. Б. Тьеполо). В XIX в. мифологический жанр является нормой высокого, идеального искусства (скульптуры И.Мартоса, картины Ж.-Л. Давида, А.Иванова). Наряду с темами античной мифологии в XIX—XX вв. в искусстве стали популярны темы индийских мифов. В начале XX в. символизм и модерн оживили интерес к мифологическому жанру (М. Дени, М. Врубель). Он получил новое переосмысление в скульптуре А. Майоля, Э.А. Бурделя, С.Конёнкова, графике П.Пикассо.

В развитии русской культуры очень значима была роль В.М. Васнецов. Его называют певцом русской сказки. Он написал много картин на сказочные и былинные сюжеты. В его станковых картинах мифологические темы и образы звучат программно, мощно, например, как на полотнах «Три богатыря», «Бой скифов со славянами», «Витязь на распутье», или поэтично и лирично, например, как на картинах «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Три царевны подземного царства», «Гусляры» и др. В.М.Васнецов стремился к решению художественных задач, имеющих национальное значение.

Не раз нападали враги на Русь, разоряли ее. Защитникам родной земли, храбро сражавшимся с поработителями, народ посвятил свои сказки и былины. В.М.Васнецов начал работу над полотном «Богатыри» в 1881 г., а завершил его в 1898 г. Глубоко патриотический замысел этой картины — представить богатырскую заставу у границ родной земли, изобразить несокрушимость защитников своего народа — определил особую масштабность образов, художественный строй всего произведения.

«В картине нет явного действия, но все здесь пронизано внутренней динамикой, скрытой несокрушимой силой. Линейный ритм картины строг и монолитен, он объединяет изображение в единое, нерасторжимое целое. В этом поистине монументальном, эпическом творении все величественно и грандиозно — и всадники-исполины, словно выросшие из-под земли, изображенные у самого края холста (так что невольно зритель вынужден созерцать их снизу вверх), и прекрасные чудо-кони, и эта степь, подобная океану, с набегающими волнами холмов, и светлый простор неба. Удивительно привлекательна и красива цветовая гамма в картине: богатство и чистота палитры, звучная и выразительная контрастность алого, черного, белого, зеленого цветов».

В.М. Васнецов на картине «Богатыри» изобразил Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Эти три богатыря наиболее часто встречаются в народном эпосе, они вместе действуют, помогают друг другу. Защита родины, преданное служение ей — священный долг. Образы былинных героев предельно обобщенные, собирательные, в них отражены черты всего русского народа, но вместе с тем в каждом из богатырей есть что-то свое, особенное. Все трое — мудрый Илья Муромец, сдержанный Добрыня Никитич, веселый Алеша Попович — защитники родной земли, лучшие сыны героического русского народа.

В 1881 г. В.М. Васнецов написал на сюжет русской сказки одно из лучших своих произведений — «Аленушку». Замысел картины родился у художника в окрестностях Абрамцева, у старого заросшего пруда. В.М.Васнецов в своей картине не строго следовал содержанию известной сказки об Аленушке, он стремился передать через этот истинно русский, глубоко национальный облик простоволосой девочки-крестьянки поэзию народных преданий. Его Аленушка сидит, печально поникшая, на берегу заросшего пруда, со своим невысказанным горем, одинокая и гонимая. В ее чертах отражены боль и страдание.

На этом полотне образ девочки сливается с поэтическим образом природы. Одухотворенный уголок русского пейзажа играет роль зачина русской сказки и переносит девочку из мира одиночества и страданий в волшебный мир сочувствия и добра.

В 1889 г. В.М.Васнецов создает на сюжет одной из самых известных русских сказок полотно «Иван-царевич на сером волке». Этюды к пейзажу картины он выполнил тоже в Абрамцеве. Пейзажу в этом произведении, как и в картине «Аленушка», отводится большое значение. Но как различно его звучание! Ивана-царевича и Елену Прекрасную окружают недобрые силы. Непроходимой преградой к счастью встает перед ними дремучий бор, зловеще сплелись причудливые ветки, напоминая костлявые руки Бабы Яги. Вековые деревья-великаны готовы вырвать у царевича его драгоценную ношу. Цветы в этой хмурой, таинственной чаще создают удивительный контраст между светлым и темным, нежным и мрачным. Художнику удалось придать реальному пейзажу черты фантастичности, создать ту особую атмосферу торжественной таинственности, которая присуща сказке.

В.М.Васнецов доказывал, что внести свой вклад в сокровищницу мирового искусства можно, когда все силы будут устремлены на развитие своего родного русского искусства, то есть когда со всем возможным совершенством и полнотой будут выражены красота и мощь наших родных образов — русской природы и человека, настоящей жизни и прошлого, если художник в своем истинно национальном сумеет отразить вечное, непреходящее.

Бытовой жанр

Не только значительные героические события, но и повседневные занятия людей, обычный быт можно изображать на полотне. Такие картины являются произведениями бытового жанра, иногда их называют полотнами жанровой живописи. В основном эти сцены изображаются на живописных полотнах, но их можно увидеть и на графических листах, и в скульптуре.

Бытовые события, запечатленные художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времен. Этот жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI—XVII вв. Ярким, искрящимся весельем проникнута сцена народного праздника на картине П. Брейгеля Старшего «Крестьянская свадьба».

Фламандец П.Рубенс на своих полотнах передал черты жизнеутверждающего реализма, грубоватую правду деревенских празднеств. Голландские живописцы (Г.Терборх, Я.Вермеер) любовно воссоздали жизнь самых разных слоев общества. Галантные беседы обретали изысканную грациозность и легкую ироничность на картинах французских художников XVIII в. (А.Ватто, Ф.Буше, Ж.-Б. Шарден, О.Фрагонар).

Позже от простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию внутреннего смысла и общественно-исторического содержания повседневной жизни. Критическое отношение к жизни общества нашло отражение в картинах французских художников О.Домье, Г.Курбе и русских живописцев А.Венецианова, Г. Мясоедова, В.Перова, И.Репина, П.Федотова и всех передвижников. Картины русского художника Б. Кустодиева поражают красочным богатством купеческой жизни.

Постепенно стирались границы между бытовым, историческим и батальным жанрами. Сложными и разнообразными путями идет развитие бытового жанра в XX в. Ему доступны изменчивые ситуации и психологические нюансы (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), символический смысл бытия (П. Гоген во Франции, В.Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин в России), героизация простых жизненных событий (Б. Иогансон, А. Дейнека, А. Пластов) и многое другое.

В историческом и бытовом жанрах важна взаимосвязь персонажей, а образное решение создается во многом с помощью цвета. Сначала мы разглядываем сюжет картины, что изображено, кто является героем, когда это было, а затем рассматриваем, как это написано, как художник изображает тот или иной предмет, как он накладывает краски (лессировкой, алла-прима), какой выбирает колорит. Именно от выбора цвета зависит настроение картины, ее эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным.

Живописными средствами художник создает неповторимый мир, который нас удивляет и радует, заставляет переживать и дает пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства.

Культура и художественное творчество XX века вызывают сегодня противоречивые суждения и оценки. Стремительные перемены, произошедшие во всех областях жизни человечества, - политической, экономической, социальной, - совместились во времени с изменениями в сфере изобразительного искусства. Не только обывательскому сознанию, но и профессиональной критике эти изменения казались оглушительными ,– столь резко и категорично определился в них разрыв с классической традицией.

Традиционно визуальное искусство воспроизводило образы реального мира или моделировало образы человеческих фантазий, отвлеченных понятий. Но оба типа образов обладали устойчивыми формально – эмоциональными признаками и не вызывали у зрителей существенных разночтений. Скажем, изображение женщины окруженной детьми, могло восприниматься в прямом значении, а также могло служить аллегорией Изобилия.

Искусство начала XX века ломало вековую традицию. Яростно разрушая старое, творцы нового искусства создали неожиданные построения форм и образов «иного» визуального мира.

Так, кубист П. Пикассо «взорвет» голову А. Воллара, превратив классический портрет в видение хаоса частиц материи. Так, К. Малевич, творя вселенную супрематизма, придет к созданию живописного эквивалента, – «нуль – форме», - своему «Черному квадрату».

С понятием новизны художественной формы и содержания будут связаны большинство процессов в культуре XX века.

Эти процессы, сменяя друг друга во времени, создадут новую лексику.

Термины «модерн», «модернизм», «постмодернизм», наконец, «постпостмодернизм» имеют общий корень ( франц. – moderne – новейший, современный ). Это семантическое единство, родовая связь, многое проясняет.

Во – первых, единство устанавливает сам факт процесса и его стадиальность.

Во – вторых, констатирует настойчивое стремление к новизне, как важнейшей составляющей процесса.

 В – третьих, бесконечное утверждение нового на каждой последующей стадии предполагает и бесконечную разрушительную работу с прошлым опытом, но и память о нем. Не случайна цепь однокоренных  терминов с приставкой «пост».

Модернизм имеет также синонимы «авангард», «актуальное (т.е. злободневное) искусство». Обнаруживается и процесс трансформации внутри каждой стадии: новейшая тенденция возникает как радикальная, далее переходит в разряд мейнстрима, и, наконец, приобретает статус классической. Сегодня критика фиксирует состояние стагнации, тупика и смерти искусства.

 Общим свойством на всех стадиях является критичность. Модернизм формирует социально – критическую практику. Постмодернизм критически воспринимает идеи модернизма.

Актуальные процессы в художественной практике последнего десятилетия демонстрируют нам авторитетные мировые выставки. Это биеннале в Венеции, Сан – Паулу, Москве, «Документа». Музеи современного искусства есть в каждой столице мира. Характер их экспозиций выявляет лакуну-отсутствие интереса к реальным формам мира, человека в нем. Реалистическая тенденция, некогда игравшая роль основного вектора, сегодня существует как маргинальная либо в форме музейных экспонатов, а также как материал для , в духе соц-арта. Вместе с исчезновением этой тенденции уходит культура пластических ценностей.  . Проблема невостребованности высоких духовных норм, отторжения человеческого начала от основ современного искусства указывает на мощные процессы деструкции, кризис методов визуального искусства.

История искусств XX века окончательно еще не сформирована. Пока мы имеем описание и неоднозначный критический анализ каждой из тенденций. Но и здесь возникает сложность, так как критерии оценки в течение последнего века меняли свою полярность как перевертыши. Так, еще в 70-е годы XX века отечественное искусствознание рассматривало современное искусство с позиции «свое – чужое».

«Своим» был метод реализма с устойчивой демократической тенденции, которому следовала похвала: ведь данная тенденция подкреплялась многовековыми чаяниями гуманизма. «Чужому» методу модернизма, действительно антигуманистическому, следовала лишь хула.

С подобных позиций написано, пожалуй, самое фундаментальное в СССР коллективное исследование «Модернизм. Анализ и критика основных направлений». Его фактологическая содержательность и сегодня вызовет интерес.

В годы перестройки вектор предпочтений, как флюгер, круто развернет ветер перемен..

Легкое, свободное повествование о непростом искусстве в ней похоже на монолог умного, виртуозно перебирающего фактами рассказчика историй в компании сочувствующих интеллектуалов.

Необходимо отметить также основательное, глубокое исследование Е.Ю. Андреевой «Постмодернизм».

По мере того, как искусство в своей проблематике и методологии все более отождествлялось с формами мыслительной деятельности, менялся характер исследований и публикаций. Авторами их в последнее время являются уже не искусствоведы, а философы а также кураторы выставочных проектов. Данное обстоятельство влияет на характер профессиональной лексики. Тексты последних публикаций по вопросам изобразительного искусства рассчитаны на подготовленного, посвященного в обрано-метафорический язык читателя. Эти публикации собраны в специальных изданиях, подобных отечественному журналу «ХЖ», а также на профессионально ориентированных интернет – порталах.

Критический анализ реалистической тенденции сегодня имеет эпизодический характер

Биографии художников