История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Импрессионизм — художественный стиль в искусстве последней трети XIX -начала XX в. — оказал огромное влияние на все последующее искусство. Его представители стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивые состояния природы живописными средствами. Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во Франции, когда Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега в своих живописных работах отразили все многообразие и сложность городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Для их произведений характерны случайные ситуации, смелость композиционных решений, кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур рамой.

Законченная система пленэра, разработанная художниками К.Моне, К.Пис-сарро, А.Сислеем, привела к революционным преобразованиям в пейзажной живописи. Эти художники вышли писать свои картины на открытый воздух и получили возможность запечатлеть, как простой будничный мотив преображается в лучах сверкающего солнца, объемные формы как бы растворяются в вибрации света и воздуха. Художники стремились изобразить видимый мир во всем богатстве сверкающих красок, в присущей ему постоянной изменчивости и воссоздать единство человека и окружающей его природы.

Импрессионисты создали живописную систему, которая была построена на разложении сложных цветовых тонов на чистые цвета. Художники накладывали на холст раздельные мазки с таким расчетом, чтобы при восприятии картины издали происходило оптическое смешение этих цветов. Все это, а также цветные тени и рефлексы создавали светлую, радостную живопись. Игра разнообразных мазков, пастообразных и жидких, придавала красочному слою трепетность и реальность, ощущение незаконченности, эскизности произведения. Происходило соединение нескольких стадий работы художника в единый процесс, как бы замена картины этюдом. В отдельных приемах построения композиции и пространства в импрессионизме заметно влияние японской гравюры. Для импрессионизма характерна тенденция стирания четких границ между жанрами, например слияние бытового жанра с портретом. Импрессионизм широко распространялся в мировом искусстве, но многие использовали лишь отдельные его приемы: обращение к современной тематике, эффекты пленэрной живописи, высветление палитры, эскизность живописной манеры и т. п.

В России яркими представителями импрессионизма были художники К.Коровин и И.Грабарь, воплотившие на своих полотнах необычайную меткость наблюдения, смелость и неожиданность композиционных решений. В скульптуре импрессионистические черты — кажущаяся незавершенность, незаконченность, схваченное на лету движение, особая трепетность и фактурность поверхности бронзы и мрамора — свойственны работам О.Родена во Франции и П.Трубецкого в России.

С конца XIX — начала XX в. разнообразные новые течения во французской живописи объединились под названием постимпрессионизм, который сознательно выступил против некоторых принципов импрессионизма. Постимпрессионизм проявил большой интерес к философским и символическим началам искусства. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, использовали декоративную стилизацию (П.Сезанн, Ван Гог, П.Гоген). К постимпрессионизму относится творчество А.Тулуз-Лотрека, который изображал на своих полотнах жизнь актеров, циркачей, певиц, танцовщиц, завсегдатаев кафе и баров. Картины Ж.Сера, П.Синьяка, некоторые полотна К.Писсарро, написанные раздельными мазками (пуантилизм), также причисляют к постимпрессионизму.

В конце XIX — начале XX в. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские течения завоевывают себе право на существование.

Модерн — художественный стиль в европейском и американском искусстве этого периода (другое название — арт ну во). Стиль модерн следует отличать как от общего смысла слова «современный», так и от понятия модернизм. Основной признак стиля модерн — декоративность, основной мотив — вьющееся растение, основной принцип — уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Это нашло отражение в архитектуре, детали зданий, в орнаменте, получившем необычайно широкое развитие. Линии орнамента несли в себе духовно-эмоциональную, символическую напряженность.

Стиль модерн пронизан идеей синтеза искусств. Это прежде всего архитектура, объединяющая все другие виды искусства — от живописи до моделей одежды. В архитектуре модерна проявилось органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Наиболее яркие примеры синтеза искусств — особняки, павильоны, общественные здания. Как правило, они построены словно «изнутри наружу», то есть внутреннее пространство определяет внешний облик здания. Фасады таких домов были несимметричны и подобны природным формам и одновременно являлись результатом свободного формотворчества скульптора. Особенно выразительны интерьеры этих особняков с перетекающим пространством, изогнутыми очертаниями карнизов, круглящимися дверными и оконными проемами, богатым декором из резного дерева, цветного стекла, металла. Новейшие технико-конструктивные средства и свободная планировка были использованы для постройки зданий с подчеркнуто индивидуализированным обликом.

Творчество испанского архитектора А.Гауди — яркий и неповторимый пример единого образно-символического ансамбля причудливой архитектуры, словно вырастающего до небес, в котором сплелись воедино реальность и фантазия.

Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма, сочетающихся со сложным стилизованным растительным

декором, ритмом гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен. В этом духе выполнялись произведения декоративного искусства: панно, мозаика, витражи, керамическая облицовка, декоративные рельефы, майоликовая скульптура, фарфоровые и стеклянные вазы и др. Картинам и графическим листам тоже придавались черты декоративной стилизации в духе модерн.

С живописью модерна связаны П.Гоген, М.Дени, П.Боннар во Франции, Г.Климт в Австрии, Э.Мунк в Норвегии, М.Врубель, В.Васнецов, А.Бенуа, Л.Бакст, К.Сомов в России. В рамках модерна получила большое распространение книжная и журнальная графика (О.Бердслей в Англии). Особое внимание уделялось афише и плакату (А.Тулуз-Лотрек во Франции, А.Муха в Чехии).

В России с середины XIX в. наиболее широкое распространение получил критический реализм. Он нашел воплощение в жанровых сценах П.Федотова, в искусстве В.Перова, художников-передвижников И.Крамского, В.Маковского, Н.Ярошенко, И.Репина и других. В своем творчестве они отразили ; несправедливость общественного устройства.

Значительным событием в культурной жизни России было создание в 1870 г. по инициативе известных художников И.Крамского, Г.Мясоедова, Н.Ге и В.Перова демократического художественного объединения «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ). Первая выставка состоялась в 1871 г. Художников, входивших в это товарищество, стали называть передвижниками. Они испытали воздействие общественных и эстетических взглядов В.Белинского и Н.Чернышевского. Большую роль в формировании их творческой программы сыграл критик В.Стасов. Материально поддерживал передвижников П. Третьяков, приобретая их произведения для своей галереи. Передвижники были убежденными реалистами, а их программа народности искусства выражалась в изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни, часто с критической тенденцией («Земство обедает» Г.Мясоедова, 1872 г.; «Встреча иконы» К.Савицкого, 1878 г.). Передвижники показывали не только бедность, но и красоту народного быта («Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» В.Максимова, 1875 г.), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характеров («Бурлаки на Волге» И.Репина, 1873 г.), богатство и величие родной природы (пейзажи А.Саврасова, И.Шишкина, И.Левитана), героические страницы национальной истории (картины В. Сурикова) и освободительного народного движения («Арест , пропагандиста», 1892 г.; «Отказ от исповеди», 1885 г.; «Не ждали», 1888 г. -И.Репина). Большое значение в их творчестве приобрел социально-бытовой портрет («Курсистка» Н.Ярошенко, 1883 г.), пейзаж, а позже историческая живопись, где главным действующим лицом выступал народ («Утро стрелецкой казни» В.Сурикова, 1881 г.). Образы русской народно-сказочной фантазии оживали на полотнах В. Васнецова.

Произведения В.Сурикова, И.Репина, Н.Ге, В.Васнецова, И.Шишкина, И.Левитана — вершины передвижнического реализма. Они отличаются свободной, широкой манерой письма, передачей световоздушной среды с помощью рефлексов, цветных теней, свободой и разнообразием композиционных решений. Последняя, 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923 г. Передвижники в России своим творчеством окончательно утвердили позиции реализма в бытовом и историческом жанрах, портрете и пейзаже.

В России с середины. 1930-х до начала 1980-х гг. официальным теоретическим принципом и художественным направлением в советском искусстве

был социалистический реализм. Его целью было утвердить в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей — строителей коммунизма. Постепенно сложилась жесткая программа социалистического реализма, основанная на прославлении, воспевании революционной борьбы народа и его вождей, советского строя, социалистического строительства и трудового энтузиазма. Необходимо было следовать лозунгам коммунистической идейности, партийности и народности. Такие требования, положенные в основу деятельности союзов художников, определяли круг сюжетно-тематических композиций, типизированных портретов, тематических пейзажей-картин и т.д.

Однако в русле этой программы были созданы проникнутые историческим оптимизмом выразительные реалистические произведения живописцев А.Герасимова, Б.Иогансона, А.Дейнеки, Ю.Пименова, С.Чуйкова, А.Пластова, П.Корина и других.

В начале XX в. появляется много направлений авангардной живописи (абстракционизм, андеграунд, кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм и др.), которая отказалась от изобразительности и ознаменовала активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений. Затем в 20-е и 30-е гг. нашего столетия авангардистские позиции занимает сюрреализм.

Кубизм - это художественное направление в европейском изобразительном искусстве начала XX в. ставило своей целью выявление геометрической структуры видимых объемных форм, разложение реальных предметов на части в соответствии с их внутренним строением и организацию их в другом порядке в новую форму. Название этому направлению дали за внешнее сходство живописи кубистов с простыми геометрическими телами — шаром, конусом, призмой, кубом. Кубизм возник во французском искусстве в 1900—1910 гг. Его основателем был П.Пикассо («Авиньонские девицы», 1907 г.). В истории кубизма принято выделять три периода: так называемый сезанновский, аналитический и синтетический.

В картинах сезанновского периода геометризация форм подчеркивает устойчивость, предметность мира, массивные объемы как бы раскладываются на плоскости холста, цвет выделяет отдельные грани предмета (П.Пикассо «Три женщины», 1909 г.).

В следующем аналитическом периоде предмет дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости, которые четко отделяются друг от друга, используется ограниченный набор красок. Изображение одного и того же предмета показано с разных сторон одновременно во многих ракурсах. Это приводит к ритмической игре форм, плоскостей, объемов. Изображение словно расплывается на холсте (П.Пикассо «А.Воллар», 1910 г.).

В последний синтетический период предпочтение отдается декоративному началу; картина превращается в красочное плоскостное панно (П.Пикассо «Гитара и скрипки», 1913 г.; Ж.Брак «Женщина с гитарой», 1913 г.). Основным становится прием коллажа. Объект как бы собирается, синтезируется из разнообразных фрагментов или знаков — слов, цифр, нот, обрывков газет, цветной бумаги, обоев, схематических рисунков и красочных мазков. Отказ от изображения пространства и объема как бы компенсируется прикладыванием реальных объемных конструкций к плоскости холста. В то же время появляется кубическая скульптура с геометризацией форм, деформированием фигур, обозначением металлическими полосами только их внешних контуров и др.

Кубизм ставил цель — познать реальность, раскрыть внутреннюю, философскую сущность предметов с помощью новых средств. Он знаменовал собой отказ от реализма и явился вызовом стандартной красивости официального салонного искусства. В картинах П.Пикассо кубического периода создается трагический образ грандиозного изломанного, разрушающегося мира.

В XX в. продолжается поиск новых идей, образов, форм, новых красок и технических средств создания живописных произведений, что несомненно приведет к появлению новых стилей в живописи. Надеемся, что при этом идейные и технические достижения художников предыдущих эпох не будут забыты, так как в ходе исторического развития живописи накоплены огромные духовные сокровища.

Авангардизм – общее название художественных направлений 20века, для которых характерных поиск новых неизвестных, часто штучных форм и средств художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства. Рожденный духовной атмосферой 20века с его грандиозными катаклизмами, иллюстрирует не только противоречия между разными системами и техниками композиции, но и борьбу мировоззренческих позиций. Одни теоретически и практически авангардизмдекларируют создание элитарного искусства, чуждого социальным задачам, другие, наоборот, ищут принципиально новые выразительные средства для передачи настроений социального протеста, революционного содержания. Выделился главным образом не в законченных формах, а в тенденциях к вытеснению традиционных тем, сюжетов и принципов композиции, гипертрофии условности, сильной (звуковой, цветовой, пластической и др.) экспрессивности. Характеризуется также разрушением объективно обусловленных границ между видами и жанрами (проникновение поэзии и музыки в прозу и "прозаизация" поэзии, перенесение принципов музыкальной композиции на литературу и изобразительное искусство).

Противоречивая природа авангардизма обознпачилась в тяготении одних его направлений к формализму (победа словесной образности и символики над содержанием в поэзии и прозе, акцентация колорита, композиционной структуры и бессюжетность в живописи, атональностькакофония в музыке), а других, наоборот, - к отрицанию естественной сути искусства и утилитаризму (слияние искусства с производством, бытом и политической публицистикой). В своих крайних формах смыкается с декаденством, модернизмом, абстрактным искусством. Талантливые представители авангардизма начала 20века футуризма, имажинизма, конструктивизма и др. которые последовательно придерживались прогрессивного мировоззрения, смогли преодолеть узкие рамки этих направлений и обогатили культуру новыми художественными ценностями (С. Дали, В. Маяковский, Б. Бехт и др.).

Андеграунд – ряд художественных направлений в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющих себя массовой культуре, мейнстриму или не поддерживающих классические пути. Также определяется как творчество, не имеющее изначальной, сознательно выбранной, коммерческой направленности. Иногда может обозначать социальные и политические течения группы, например анти-фолк.

Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Как правило, такие произведения издаются либо нелегально, либо пишутся "в стол", т.е. без надежды на публикацию. Однако с течением времени запреты ослабевают или снимаются, в этом случае произведение приходит к читателю, хотя и с определенной задержкой.

Термин начал употребляться во второй половине ХХ века по отношению:

- к странам, где искусство было подчинено государственной идеологии;

- к течениям в разных странах, где массовое искусство ориентировано на рынок.

Абстракционизм – направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма – достижение  "гармонизации", создание определенных цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Основоположники: Василий Кандинский – работал в Германии, где и создал первые абстрактные композиции; Казимир Малевич – создатель знаменитого "Черного квадрата", Пит Мондриан.

Фовизм – направление во французской живописи и музыке конца ХIХ – начала ХХ века. Фовизм живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго – примерно с 1898 по 1908 год. Вдохновителями фовинистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессинистам. Главой этой школы считается

Задание №1. Искусствоведческий рассказ по картинам по примерному плану.

Сообщение названия картины, ее автора.

О чем написана картина?

Что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено (цвет, расположение, построение, расположение).

Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (установить связь между содержанием произведения и средствами его выражения).

Что красивого, интересного показал художник своим произведением?

О чем думается, вспоминается, когда смотришь на эту картину? Какое настроение, чувство она вызывает?

Задание №2. Сравнить репродукции по контрасту, построению, цвету, композиции, освещенности, динамике.

Сравнить репродукции одного художника, изображающие разные времена года (И.И. Левитан "Золотая осень" и "Март") и написанные в разных колоритах.

Сравнить репродукции разных художников, изображающих одно время года (В.Н. Башкеев "Голубая весна", А.К. Саврасов "Грачи прилетели, И.И. Левитан "Весна – большая вода").

Биографии художников