История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Живопись. Средства художественной выразительности

Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. По широте охвата жизни она занимает первое место. На холсте, на бумаге, на стене дома или дворца средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. Цвет — главное средство живописи.

Живопись характеризуется богатством жанров. Их возникновение обусловливается интересами художников разных эпох ко всем сторонам жизни.

Картины, посвященные историческим событиям, изображающие жизнь и быт людей прошедших эпох, принадлежат к историческому жанру. В. Суриков, И. Репин, В. Серов обращались к изображению событий и образов русской истории.

Произведения изобразительного искусства, созданные на сюжеты легенд, былин, сказок, относятся к мифологическому жанру. В сказочных и былинных образах, навеянных народной поэзией, В. Васнецов создал поэтический и героический образ России («Три богатыря», «Аленушка»).

Картины исторического жанра не всегда отражают далекую историю. Для произведений советских художников характерно изображение недавнего прошлого, героической революционной борьбы. В картине Б. Иогансона «Допрос ком-мунистов» дан образ революционеров, сильных и уверенных в правоте своего дела.

Разновидностью исторического жанра является батальный ж а н р — изображение битв и других эпизодов войны. Один из наиболее известных русских художников-баталистов — В. Верещагин. В своих произведениях он показывает ужасы войны, создает героический образ простого русского солдата.

Советский батальный жанр раскрывает патриотический дух гражданской и Великой Отечественной войн, когда весь народ боролся за свободу и независимость своей Родины. Первым советским художником-баталистом был М. Греков.

Интерес к жизни простых людей характеризует передовых художников всех эпох. В настенных росписях Древнего Египта, на греческих вазах, на полотнах голландских мастеров, картинах русских художников XIX века изображена повседневная жизнь людей во всем многообразии ее явлений, человеческих характеров

и отношений.

В русском искусстве XIX века бытовой жанр приобрел социальную заостренность. Это свойственно произведениям П. Федотова («Сватовство майора»), В. Перова («Тройка»), И. Репина («Бурлаки на Волге»).

В советском искусстве бытовой жанр характеризуют большая широта и разносторонность. В произведениях А. Дейнеки, А. Пластова, Т. Яблонской отображена жизнь советских людей, их труд, быт,

отдых.

Человек всегда был основным объектом изображения. Его мы встречаем почти во всех жанрах. Но только портретный жанр ставит своей главной задачей передачу внешнего и внутреннего облика человека. Портрет может изображать одного человека или группу людей.

Художники всех эпох создали портреты, раскрывающие характеры и внутренний мир их современников. Русский портрет всегда отличала глубина психологической характеристики. Великолепны по мастерству портреты художников XVIII века: Ф. Рокотова, Д. Левицкого, Б. Боровиковского. Силу ума, сосредоточенность мысли русских ученых, артистов, писателей, человеческую красоту простых людей показали в своих лучших портретах И. Крамской, И. Репин, В. Серов.

Советские художники внесли новое содержание в портретное искусство, отражающее существенные черты нашего современника — человека-труженика. В работах Г. Ряжского «Делегатка», «Председательница» дан обобщенный образ нового человека. Многим портретам советских художников свойственна героика, монументальность. Таковы, например, портреты 'советских художников А. Герасимова, П. Корина.

Художники всего мира со свойственной каждому манерой изображения стремились передать на холсте все многообразие природы, свою любовь к ней. Пейзажист рассказывает о знакомых нам и много раз виденных лесах, реках, полях, но вносит свое отношение, свое видение, создает поэтический образ природы. И. Левитан, И. Шишкин, К. Коровин — певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу как источник прекрасного в жизни человека.

В конце XIX — начале XX века возник новый тип пейзажа — индустриальный. Особое содержание он получил в советском искусстве: это современные мосты и корабли в пейзажах Г. Нисского, строящаяся страна в картинах Ю. Пименова, разработка нефти на Крайнем Севере В. Грызлова.

Своеобразным жанром живописи является натюрморт — изображение предметов обихода, овощей, фруктов, цветов. В одном произведении художник соединяет несколько предметов, руководствуясь смысловым содержанием, а также сочетанием цвета, формы, фактуры тканей, ваз, фруктов и пр.

Вопросы и задания

Объясните роль искусства в жизни человека.

Объясните процесс восприятия произведений изобразительного искусства (с позиции зрителя).

Расскажите своеобразие творческого процесса художников (привести примеры).

Как вы считаете, на какой основе могут объединяться различные виды пластического искусства?

В чем заключается возможность синтеза музыки, цвета и света?

Что представляет собой цветовой круг. Как получить цветовые круги из 6, 12, 24 и более цветов?

Расскажите о композиционных приемах на примерах живописных произведений.

Выполните задание

Заполните таблицу по цветовведению – примеры механического смешивания основных и дополнительных цветов, черным и белым.

Проанализируйте репродукции К. Брюллова с точки зрения изменения локальных цветов.

Покажите схематически на примере репродукций художников-живописцев (Поленов Н., Саврасов К, Левитан И.) передачу композиционной цельности картины.

Скульптура

Скульптура дает трехмерное изображение предмета. Выразительность художественного образа определяется его пластической характеристикой. Чаще всего предметом скульптурного изображения является человек, реже животные, неодушевленные предметы. Скульптуру можно смотреть с разных сторон, поэтому очень важно поставить ее в здании или на открытом воздухе так, чтобы хорошо воспринимался силуэт фигуры, ее жест, движение.

Монументальная, станковая, скульптура малых форм — виды круглой скульптуры, каждая из которых выразительна по-своему. Наряду с этим к скульптуре принято относить также рельефы.

Монументальная скульптура — это памятники великим людям или историческим событиям, величественные, строгие и выразительные, заключающие в себе большую общечеловеческую идею. Памятник Минину и Пожарскому, созданный И. Мартосом, олицетворяет единение русского народа в борьбе против иноземных захватчиков. Есть также скульптурные группы, не связанные с конкретными событиями или деятелями, но выражающие определенную идею. Так, например, в скульптуре В. Мухиной «Рабочий и колхозница» обе фигуры, в стремительном движений высоко поднявшие серп и молот — эмблему советского строя, олицетворяют социалистическое государство рабочих и крестьян. В необычных двадцатиметровых фигурах создан реалистический образ нового человека, полного юной красоты и уверенности в своей правоте.

Монументальная скульптура может быть частью архитектурного ансамбля. Таковы, например, статуи, установленные в нишах арок на станции метро «Площадь революции». Фигуры выполняют здесь не только декоративные функции; они создают обобщенный образ победившей резолюции. Величественный ансамбль скульптурных композиций и архитектурных сооружений— мемориальный памятник героям битвы на Волге — создан группой авторов под руководством Е. Вучетича на Мамаевом кургане.

Станковая скульптура представлена чаще всего портретом. Задача скульптурного портрета в основном та же, что и живописного,— передача образа человека. Например, замечательны портреты В. И. Ленина, созданные советским скульптором Н. Андреевым, запечатлевшим человечный и величественный образ вождя. Глубоким психологизмом проникнут портрет писателя Ф. Достоевского, выполненный скульптором С. Коненковым.

В станковой скульптуре значительное место занимает жанровая скульптура, изображающая группу людей или фигуру одного человека.

Ь быту распространена скульптура малых форм. Это фигурки небольшого размера, выполненные из различных материалов — фарфора, дерева, кости, из пластмасс; многие из них цветные. К скульптуре малых форм можно отнести и некоторые виды игрушек, изображающие людей и животных.

Рельеф — это скульптурное изображение на плоскости (например, стены, свода, скульптурного памятника). Иногда рельеф входит в композицию скульптурного памятника. Например, на постаменте памятника Тарасу Шевченко в Киеве (автор М. Манизер) изображены сцены из произведений поэта.

Вопросы

Назовите отличия скульптуры от других видов изобразительного искусства.

Назовите способы выполнения скульптуры.

Перечислите выразительные средства скульптуры малых форм.

Задания

Выполнить работу по сбору материала о станковых видах изобразительного искусства.

Реферат о возникновении скульптурных памятников в родном городе.

Подготовить сообщение на тему "Великие скульпторы".

Декоративное и прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство охватывает сферу народного искусства и художественной промышленности: керамику, ткачество, ювелирные изделия. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса народа. Особенно велико воспитательное значение народного декоративно-прикладного искусства. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Их волнует и радует сказочное волшебство золотой Хохломы, яркость, нарядность городецкого узора, поэтичность синих переливов на изделиях Гжели. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию у них эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям.

Создание декоративных изделий осуществляется и в промышленном производстве. В дальнейшем, по мере расширения жилищного строительства, повышается культура нашего быта, все более широкий круг  предметов, изделий промышленного производства будет входить в сферу декоративного  искусства. Разнообразные предметы повседневного обихода (мебель, одежда, посуда и др.) не только служат в быту, но и украшают его. Специфика декоративно-прикладного искусства заключается в том, что произведения его должны быть в одно и то же время полезны и красивы. Обычная чашка, платок, ковер, украшенные росписью, вышивкой, делаются праздничными, нарядными, не переставая служить по назначению. Создавая предмет, художник обязан считаться с его функциональным назначением, подчиняя этому конструкцию, форму, выбор материала.

Громадную роль в развитии современного декоративного искусства играют выработанные веками традиции. В развитии советского декоративно-прикладного искусства используются традиции искусства народов нашей страны. На их основе создаются произведения художественной промышленности. Продолжают свое творческое развитие существующие издавна народные художественные промыслы. Большой популярностью пользуется глиняная игрушка (с. Дымково Кировской обл.), деревянная резная игрушка (с. Богородское Московской обл.), живописная лаковая миниатюра, (с. Палех Ивановской обл.), посуда Хохломы, а также роспись по дереву и металлу, ручная вышивка и плетеное кружево, косторезное искусство, резьба по дереву и бересте и др.

Вопросы

Раскрыть понятие "Древние корни народного искусства (единство, формы, конструкции декора).

Охарактеризуйте связь времен в народном искусстве. Приведите примеры.

Задания

Подготовить рефераты и иллюстративный материал по разнообразным народным промыслам (гжель, хохлома, жостово и др. – на выбор студента).

Подготовиться к игре-викторине по теме "Декор, человек, общество, время. Подобрать материалы по декоративному искусству разных эпох.

Биографии художников