История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Искусство московской Руси

Московский период был эпохой развития единой русской культуры, что сказалось и на характере искусства. Особенностью развития искусства этого времени является отсутствие стадии Ренессанса. Переход к искусству нового времени принял драматическую форму выбора пути. Это затронуло все сферы жизни. В искусстве проявилось появлением светских мотивов, новых жанров и образов. Окончательный выбор был сделан в петровское время.

Русское искусство XVIII в.

Ведущим художественным стилем первой половины XVIII в. в России становится барокко – стиль абсолютизма, воплощающий великолепие и мощь Российского самодержавия. Русское барокко отличалось оптимистическим пафосом, позитивным настроем. Главное в нём – строительство дворцов новой столицы государства – Петербурга. За короткий исторический отрезок времени были построены крепости – верфи Адмиралтейства, Зимний дворец Петра I. Уже к концу 1720-х гг. определился облик Петербурга. В 1737 г. была учреждена Комиссия о Санкт – Петербургском строении, её архитектурную часть возглавил П.М.Еропкин. Был составлен генеральный план столицы.

Расцвет русской архитектуры середины XVIII в. связан со стилем барокко и творчеством архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (1700 – 1771 гг.). Его шедевр Воскресенский собор Смольного монастыря, Петергоф, Большой каскад, Екатерининский дворец.

Влияние Растрелли ощущается в работах русских архитекторов этого времени, одним из которых был С.И.Чевакинский (1709/13 – ок. 1780 гг.), построившего Никольский Морской собор. Середина XVIII в. была временем высшего расцвета барокко, но с 1760 г. на смену ему приходит классицизм. Были построены Малый и Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр (архитектор Кваренги). В это же время А.Ринальди (ок.1710 – 1794 гг.) построил Мраморный дворец. Отделка интерьеров этого дворца выполнена в стиле барокко.

Живопись первой половины XVIII в.

В это время произошло приобщение русской живописи к европейскому и мировому опыту, о чём свидетельствует появление таких жанров как батальный, исторический, портретный, пейзаж и бытовой. Ведущее место стали занимать картины на светские темы, выполненные маслом. Самым распространённым жанром был портрет. Одним из выдающихся художников этого периода является Иван Никитич Никитин (1680 – 1742 гг.), наиболее известны его картины “Портрет Петра I” и “Портрет Канцлера Г.И. Головкина”. Первым русским художником, умевшим писать картины на мифологические и исторические сюжеты, был Андрей Матвеевич Матвеев (не позднее 1702 – 1739 гг.). Он оставил замечательный двойной автопортрет с женой. Крестьянская тема была раскрыта в творчестве Ивана Петровича Аргунова (1729 – 1802 гг.) – “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”.

 Вторая половина XVIII в. в архитектуре прошла под знаком классицизма.

Ведущими мастерами были Василий Иванович Баженов (1737/38 – 1799 гг.), свои главные произведения создал в Москве: разработал проект реконструкции Кремля и центра Москвы, последний из проектов воплотить не успел. Дом П.Е.Пашкова – сооружение, расположенное на откосе холма и обращённое главным фасадом к Кремлю.

Матвей Фёдорович Казаков (1738 – 1812 гг.). Разработал проект Сената в Московском Кремле, здание Московского университета, построил много жилых домов.

Иван Егорович Старов (1745 – 1808 гг.). Создал Троицкий собор Александро – Невской лавры и Таврический дворец.

В 90 – х г. в Петербурге работал Джакомо Кваренги. Ему принадлежит проект здания Академии наук на набережной Невы, отделка комнат Зимнего дворца. Его крупнейшее создание – Александровский дворец в Царском селе.

Одновременно с классицизмом в русской архитектуре сосуществовали псевдоготика, стили “шинуазри”, “тюркери”, что было связано с увлечением общества экзотикой Востока.

Скульптура второй половины XVIII в.

Переживает небывалый расцвет, освобождаясь от соподчинения зодчеству. На первый план выходит человеческая фигура. Ведущим мастером скульптурного портрета был Фёдор Шубин (1740 – 1805 гг.) – земляк М.В.Ломоносова, выходец из крестьянской семьи. Шубин долгие годы отдал учению, в том числе и в Италии, был почётным членом Болонской Академии художеств. В России его избирают академиком за исполнение скульптурного портрета Екатерины II в 1774 г. Среди его работ – портреты всех выдающихся людей екатерининской эпохи.

Портретная живопись второй половины XVIII в. достигает своего расцвета в творчестве нескольких выдающихся художников.

Фёдор Степанович Рокотов (1732 – 1808 гг.) – выходец из семьи крепостных, в конце 50 – х гг. ему было поручено написать портрет великого князя Петра Фёдоровича. Он работал в Петербурге и в Москве. Его портреты отличаются особой поэтичностью, душевные движения не раскрываются, художник лишь намекает на то, в каком душевном состоянии находится изображаемый им человек – портрет В.Н.Суровцевой. Самая знаменитая работа Рокотова – портрет Струйской, которому Николай Заболоцкий посвятил известное стихотворение:

...Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822 гг.) – выходец с Украины. Особенностью манеры Левицкого было то, что он добивался ясности в раскрытии характера и состояния портретируемого. К высшим достижениям художника относится серия из семи портретов – “Смолянки”. Одновременно с ними художник создаёт портреты Демидова и Дени Дидро. В первом из них он использует приёмы парадного портрета, добавляя к ним бытовые мотивы. Портрет Дидро считается лучшим изображением знаменитого философа. Дидро увёз его с собой в Париж вместе с портретом Нарышкиной, который сейчас находится в Лувре. Одним из шедевров Левицкого стал портрет отца художника.

Владимир Лукич Боровиковский (1754 - 1825 гг.) – вышел из среды казачества. В Петербурге вошёл в кружок самых передовых людей своего времени. Работал в жанре портрета, в том числе и портретной миниатюры. Лучшей из миниатюр стал выполненный на кости портрет Капниста. В 1794 г. Боровиковский написал знаменитый портрет Екатерины II, гуляющей в парке с любимой собачкой. В 1797 г. художник пишет свой шедевр – портрет Лопухиной, которому поэт Яков Полонский посвятил “Экспромт к портрету Лопухиной”.

Реформы Петра способствовали расцвету светской музыки. В обществе распространились новые формы музицирования и новые жанры. В домашних концертах пели любовные канты в сопровождении арфы, гитары, клавесина. На ассамблеях танцевали аллеманду, гавот, менуэт, сарабанду – танцы, пришедшие с Запада. По указу Петра I были созданы духовые оркестры. В честь побед русского оружия исполнялись виватные канты. В помещичьих усадьбах были популярны роговые оркестры, состоявшие не менее чем из 50-ти музыкантов. Русские композиторы перенимали опыт великих европейских мастеров. Наиболее талантливыми представителями русской композиторской школы были Д.С.Бортнянский (1751 - 1825 гг.) и М.С.Березовский (1745 – 1777 гг.). Многие дворяне создавали не только оркестры, но и крепостные театры. 

В XVIII в. русское искусство приобрело отчётливо выраженный светский характер и развивалось в русле европейского искусства Нового времени.

Биографии художников