История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Русское искусство

В 988 г. Русь приняла крещение от Византии. Православие стало духовной основой Руси. Через христианство Древняя Русь вступила в более тесное творческое взаимодействие с культурным миром. Вместе с тем, христианство не смогло одержать полной победы нал язычеством. Постепенно сложилось так называемое двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.

Вместе с принятием христианства на Русь пришло и Византийское искусство, но под влиянием национальных особенностей и художественных традиций, которые уже существовали у коренных народов, населяющих Русь, византийский стиль русифицировался: древнерусское искусство обрело своё лицо. Как и в других странах Европы, всё средневековое искусство Древней Руси было преимущественно церковным.

Зодчество Древней Руси

Древнерусское зодчество имеет длительную историю развития, в нём параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры. В рассматриваемый период деревянное строительство преобладало. Дерево использовалось во всех видах сооружений – жилых домов, укреплений, дворцов, церквей. В деревянных постройках объёмно-планировочная структура определялась естественными параметрами бревенчатой конструкции. Творческая фантазия, вкус и мастерство зодчих привели к появлению разнообразных композиционных и пластических форм деревянной архитектуры от крестьянской избы – сруба до сложнейших храмов шатрового и ярусного типов.

Традиции русского народного зодчества очень богаты и сильно отличаются друг от друга в разных районах обширной территории. Различаются по конструкции и декору северные избы, избы Нижегородского края, Ярославля  и т.д.

С XI в. начинает распространяться каменное строительство, прежде всего начинают строить каменные церкви, дворцовые здания в городах, с XVII в. широко распространены каменные жилые дома зажиточных горожан. С XII по XIV в. возводятся из камня оборонительные городские стены. Самые ранние монументальные сооружения относятся ко времени Киевской Руси, за ними следуют памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, соборы и дворцовые комплексы Москвы. В каменном светском строительстве преобладали ассиметричные и очень живописные формы. В культовом каменном строительстве утвердился тип кубического храма. Православный храм создан по образу ветхозаветного храма. Он имеет форму креста или корабля (корабль символизирует ковчег спасения). Храмы увенчаны куполами, число которых также имеет символическое значение: 1 – образ Христа, 3 – в память Святой Троицы, 5 – Христос и четыре евангелиста и т.д. Число глав может доходить до 33, что символизирует число лет земной жизни Иисуса Христа. В домонгольской Руси Купола имели шлемовидную форму, что напоминало о борьбе, которую церковь ведёт с силами тьмы. В более позднее время купола приобретают луковичную форму – символ пламени свечи. Пламя свечи, в свою очередь, символ души, стремящейся к Богу. В символике храма важен и цвет купола. Золото – символ небесной славы. Золотые купола венчали храмы, посвящённые Христу, купола синие со звёздами – посвященные Богородице. Троицкие храмы имели зелёные купола. Зелёный – цвет Святого Духа. Серебряные купола – украшали храмы, посвященные святым. Венчал купол храма – крест. Крест – это древнейший символ, который в христианстве наполнился новым содержанием – напоминал о страданиях и мученической смерти Спасителя. В православии распространён шестиконечный или восьмиконечный крест. Встречаются кресты с полумесяцем, что символизировало единение формы креста и якоря – знака надежды, полумесяц – это символ чаши с кровью христовой. Такие кресты чаще устанавливаются на храмах, посвящённых Богородице. Многие кресты представляют собой произведения искусства.

Храмовое строительство на Руси отличалось большим разнообразием. Своя школа зодчества существовала в каждом из русских княжеств.

Икона

Слово икона греческого происхождения, означает “образ”, “лик”. Икона относится к жанру изобразительного искусства, но по своим функциям она ближе к книге, чем к картине. Икона должна рассказать о том, чего человек не видит, поэтому линии внутри иконы, в отличие от обычной перспективы, - расходятся и пространство “расширяется” и даже “разворачивается”. Наиболее популярными на Руси всегда были иконы Божьей Матери. Существует три типа изображения Богоматери:

- Умиление (Владимирская Богоматерь), изображающая Марию с Младенцем, который нежно приникает к щеке матери;

- Одигитрия – образы Богоматери и Младенца обращены прямо к зрителю;

- Оранта – Богоматерь молящаяся.

Иконы создавались по иконописному канону. Цвет в иконописи наполнен глубоким символическим смыслом: золото – символ царства Божия, бесконечности; пурпурный – царственности; голубой – чистоты. Выдающимися по значению иконами считаются “Оранта” (XI в.) - Святая София; “Благовещение Устюжское” (начало XII в.) – Москва; “Святой Григорий Чудотворец” (вторая половина XII в.) – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; “Дмитрий Солунский” (около 1212 г.); “Святые Борис и Глеб на конях” (вторая половина XIVв.) – Москва, Государственная Третьяковская галерея. Великие русские иконописцы – Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублёв. Феофан Грек (1337 – ок.1415 гг.) – “Пантократор” (XIV в.) – Новгород Великий, церковь Спаса Преображения. Андрей Рублёв (1360/70 – ок.1430 гг.) – “Архангел Михаил” и “Апостол Павел” (ок.1400 г.), “Троица” (1411-1427 гг.) – считается вершиной русского иконописного искусства. Эти иконы Андрея Рублёва находятся в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

Мозаика

Пришла на Русь из Византии. Представляет собой сложную и дорогостоящую технику живописи. Исходное сырьё – цветное стекло (смальта), окрашенное окислами различных металлов. Самое ценное качество мозаики – светоносность.

Фреска

Это живопись по влажной штукатурке. Техника фрески требует быстроты и точности. Качество фрески зависит от качества штукатурки. Настоящие древние фрески выглядят поблекшими.

Мозаикой и фресками был украшен Софийский собор и многие другие русские храмы.

Колокольный звон и хоровое пение

Колокола пришли на Русь с Запада. С VIII в. были установлены четыре способа колокольного звона: благовест, перезвон, заупокойный звон, трезвон.

Самым совершенным инструментом на Руси считался человеческий голос. Хоровое унисонное пение господствовало в православной традиции до XVII в. До XVIII в. была принята одноголосная манера пения, которую называли “знаменным распевом”. Ноты и нотная грамота на Руси были не известны. Большая роль в развитии русской музыки принадлежит Новгороду, где существовала древняя традиция колокольного звона, и где впервые родилось многоголосное церковное пение. Русская музыка тесно связана с древней песенной культурой славян. В X – XV вв. основной музыкальной формой в народном пении была былина, произведение героико-патриотической тематики. В Киевской Руси противоречия между народной и церковной музыкально-поэтической культурой ещё не обнаруживались. Скоморохи и сказители участвовали в пирах и праздниках. Позже началось гонение на них, так как скоморохов объявили представителями дьявола. Этот процесс достиг своей кульминации в XV-XVII в. Музыкальные инструменты сжигали. Преследование инструментальной музыки уничтожило зачатки русского музыкального инструментализма.

Биографии художников