История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Искусство европейского модернизма

В 90 – е гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль, получивший название “модерн”. В разных странах эта стадия искусства получила различные наименования. Стиль модерн существовал в ситуации глубокого кризиса, охватившего мир искусства. Кризис проявлялся в архитектуре, в прикладных искусствах. Модерн попытался обновить искусство, отвергая импрессионизм, реализм и эклектику. Одна из причин возникновения модерна - массовое производство, включая производство художественных произведений, которые постепенно стали превращаться в художественные продукты. Модерн стремился использовать новые материалы или старые, но в новых сочетаниях. Его целью было эстетизировать жизнь общества, среду обитания горожанина. Поэтому модерн проявил себя наиболее ярко и полно в архитектуре и прикладных искусствах. Для архитектуры модерна характерны поиски стиля. Лидером в архитектурном обновлении до 1900 г. была Англия, где существовала “школа Глазго”. В Бельгии работал в качестве архитектора Хенри Ван де Вельде и Виктор Орта, построивший в Брюсселе дом Тасселя, который считается первым сооружением архитектуры модерна. Во Франции сложился “Стиль Метро”, в Германии история модерна начинается созданием в Мюнхене художественного объединения “Сецессион”, в Испании возникает направление “Каталонского модернизма”, к которому принадлежал Антонио Гауди (1852 – 1926 гг.), одного из наиболее ярких архитекторов. 

Проявление модерна в живописи характерно для творчества Э.Мунка. В разных видах искусства модерн начинался в разное время: в 80 –е гг. XIX в. – в картинах Ж.Сера, в архитектуре Гауди и стенных росписях Дж.Уистлера; в 90-е гг. в модерне начинает проявляться тенденция к равноправию всех видов искусства и к дополнению традиционных видов и жанров фотомонтажом, плакатной графикой.

Стиль модерн тяготел к синтетическим решениям, что привело к формированию нового типа художника-универсала, примером которого стал бельгиец Ван де Вельде – теоретик искусства, архитектор, мастер и организатор прикладной художественной деятельности, живописец и график. Мастера стиля модерн создали новый тип книги, всё оформление которой образует единое целое. Модерн произвёл переворот в декоративно-прикладном искусстве, придав ему большее значение. В недрах модерна появился дизайн – новый тип художественного творчества - конструирование массовых изделий, наделённых стандартным уровнем качества.

Основные течения западного авангарда первой половины XXв. 

Искусство авангарда или авангардизм можно рассматривать как своеобразную реакцию на возникновение современной техники. Появление машины оказало магическое воздействие на многих художников, побудив их к попытке сконструировать произведение искусства как некую “эстетическую машину”, функционирующую как “обнаружение собственной конструкции”. Первая волна антитрадиционалистских художественных движений прошла в Германии и Франции в 1905 г. Появились два первых течения – фовизм и кубизм. Французские художники склонялись к созерцательности, немецкие тяготели к экспрессивности, - так возникло название “экспрессионизм”. Фовисты (“дикие”) обосновались в Германии, создав в Дрездене общество “Мост”. Предтеча фовизма – Ван Гог.

Анри Матисс (1869 – 1954 гг.) родился на севере Франции, живописью заинтересовался случайно, первые опыты его были встречены неодобрительно. Матисс считал, что “краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин”. Его излюбленные темы в искусстве – пасторальные, идиллические и вакхические картины, рисующие золотой век человечества. Кроме того, он изображал повседневную жизнь, придавая ей праздничность и нарядность. Основными элементами живописи художника были линия, цвет, пространство, композиция. Он пользовался ограниченным количеством красок, использовал чистые, без нюансов и переходов тона. Белый цвет считал источником света. Матисс утверждал, что живопись должна быть очищена от иллюстративности, драматизма и психологизма; изображение – не двойник предмета, а его знак. В каждой картине Матисса лежит какой – либо узор, чаще всего – цветок мимозы. Его живопись метафорична. Многие картины Матисса находятся в России.

Пабло Пикассо (1881 – 1973 гг.) - настоящее имя Пабло Руис. Отец художника был преподавателем рисунка, он стал первым учителем Пабло. В 1904 г. Пикассо окончательно поселяется в Париже. В 1907 г. пишет картину “Авиньонские девицы”, в которой отсутствует светотень и перспектива, фигуры деформированы. Вскоре художник меняет свою манеру и создаёт картину “Grand nu”, которая стала началом кубизма, быстро распространившегося по всей Европе.

Кубизм – одно из течений импрессионизма. Его теоретиком был Г.Аполлинер. Основатели – Брак и Пикассо. Название было дано одним из критиков по характерной особенности картин – преобладанию в них граней и кубообразных форм.

Творчество Пикассо, эволюционируя, прошло несколько различных стадий: “аналитического”, “синтетического” кубизма. Со временем в живописи Пикассо появляются реалистические элементы. Наиболее известные работы “Девочка с голубкой”, “Портрет Гертруды Стайн”, “Портрет Поля в костюме Арлекина”, “Арлекин”, “Две женщины, бегущие по пляжу”, “Радость бытия”, “Фигура на берегу моря”, “Кровавая бойня в Корее”, “Девочка на шаре” и др. ”Герника”- самая знаменитая великая политическая картина XX в., посвящённая чудовищной бомбардировке гитлеровскими самолётами маленького босконского городка Герники, при этом погибли 2 тысячи жителей, были уничтожены редчайшие памятники старины, уникальные архивы. В настоящее время в замке Гримальди открыт музей Пикассо. С 1963 г. музей Пикассо существует в Барселоне.

Футуризм – литературно-художественное направление начала XX в. в Италии и России, для которого характерно презрительное отношение к прошлому, воспевание индустриализма и техники. Футуризм, выделившийся в самостоятельное направление, в целом представлял собой скорее некоторое умонастроение художников и поэтов, мечтавших о небывалом искусстве будущего. Название движению дал поэт Ф.Т.Маринетти в 1909 г. К футуристам относились У.Боччони, К.Карра и др.

Дададизм – литературно-художественное движение, общим пафосом которого является отрицание, разрушение всех социальных и культурных ценностей. Движение возникло во время первой мировой войны в Цюрихе среди эмигрантов и быстро распространилось по всей Европе. “Дада” – это жест отчаяния художника, чувствующего пропасть между собой и остальным миром. Дадаисты не изобрели ничего нового. Они использовали абстракционизм футуристов, открытия в области света экспрессионистов. Дадаизм просуществовал недолго, его участники примкнули к сюрреализму.

Сюрреализм. Слово это перестало быть только названием художественного направления. Оно обозначает нечто удивительное, фантастическое, оторванное от реальности. Как художественное направление он имеет совершенно определенные хронологические рамки – 1924 – 1969 гг. Однако многие современные художники продолжают пользоваться философией и методами сюрреализма. Сюрреалистический образ в искусстве возникал вследствие “чудесной встречи”, что подразумевает произвольное соединение изображений на холсте. Теоретиком сюрреализма является Андре Бретон, представителями этого направления – Ханс Арп (1886 – 1966 гг.), Марсель Дюшан (1887 – 1968 гг.), Макс Эрнст (1891 – 1960 гг.), Сальвадор Фелипе Хасинто Дали (1904 – 1989 гг.) родился на северо – востоке Испании, отличался весьма своеобразным складом восприятия мира. Рано начал рисовать и осознавать свои стремления в искусстве. Дали увлекался импрессионизмом, затем кубизмом, футуризмом, но в отличие от многих представителей авангарда в нём никогда не возникали протестующе-нигилистические стремления. Он всегда почитал “классиков”. В 15 лет Дали опубликовал очерки о Гойе, Веласкесе, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо. В 1922 г. поступил в мадридскую Школу изящных искусств и “требовал от профессоров академической выучки”. В годы учёбы он был окружён всеобщим непониманием, но сблизился с Бунюэлем и Гарсиа Лоркой. Кроме живописных работ писал сценарии. В его творчестве много рационального и в то же время символичного. Дали чутко реагировал на научные открытия, его интересовали тайны мироздания. Женой и постоянной моделью Дали с 1929 г. становится Елена Дьяконова – Гала, которая превратилась для художника “праздником на всю жизнь”.Всемирно известны картины С.Дали “Постоянство памяти” (”Мягкие часы”), ”Корзина с хлебом – лучше смерть, чем стыд”, ”Мягкая конструкция с варёными бобами”(“Предчувствие гражданской войны”), “Христос Сан Хуана де ля Круз”, “Атомистический крест” и многие другие.

Архитектура Европы и США 20 – 30 – х гг. Характерным для мировой архитектуры этого времени было сосуществование и конфронтация нескольких стилевых систем: ар – деко – получил своё название после Международной выставки прикладного и декоративного искусства, состоявшейся в Париже в 1925 г. от названия этой выставки. Ар – деко выступил в Европе и США как стилевое движение, стремящееся к обновлению форм, вобравшее приёмы эклектики, национальной романтики, неоклассицизма и других стилевых течений. Характерные особенности – геометричность объёмов, плоскостность фасадов, отсутствие карнизов и других членений по вертикали, лаконизм интерьеров, трубчатые поручни, скруглённые углы. В Великобритании приёмы ар – деко использовались для аэровокзалов, гаражей, электростанций, крупных кинотеатров и дорогих отелей. В Нью – Йорке к концу 30 – х гг. было построено 120 небоскрёбов в стиле ар – деко, среди них здание Эмпайрстейтбилдинг (архитекторы Р.Шрю, У.Лемб, А.Хермон). Стиль ар – деко использовал железобетон и стекло, системы каркасных конструкций, что позволило ему получить широкое распространение во многих странах. В этом стиле было построено даже здание парламента в Токио.

Конструктивизм – стилевое направление архитектуры, для которого была характерна абсолютизация технической стороны архитектуры, эстетико – функциональной сообразности. Кредо конструктивизма сформулировал Ш.-Э. Лекорбюзье: “Дом – машина для жилья”. К направлению были близки архитекторы объединения “Баухауз”, а также Вальтер Адольф Георг Гропиус (1883 – 1969 гг.), Фрэнк Ллойд Райт (1867 – 1959 гг.), Шарль – Эдуар жаннере (1887 – 1965 гг.). В Москве в 1928 – 1934 гг. Лекорбюзье построил здание Центросоюза.

Биографии художников