История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Живопись импрессионизма

Импрессионизм – направление в искусстве последней трети XIX в. – начала XX в. Представители этого направления стремились естественно и непредвзято запечатлеть изменчивость мира и мимолётность впечатлений. Происхождение термина связано с названием одной из картин К.Моне. В каталоге выставки она была обозначена “Впечатление. Восход солнца”. Выставка состоялась весной 1874г. Она положила начало движению молодых художников, в которое входили Ренуар, Мане, Писсаро, Сислей, Дега, Сезанн и Берта Моризо. В противоположность канонам академического искусства они перестали разделять предметы на главные и второстепенные, изгнали из картин повествовательность, предельно упростили сюжет. Импрессионисты сосредоточились на изучении природы света. Отказались от тёмных теней, применяли раздельные мазки, которые вызывали ощущение световой вибрации. Их картины были подобны выхваченному из окружающей действительности кадру. Их живопись внесла в искусство свежесть и непосредственность в восприятии жизни. Импрессионисты первыми начали работать на открытом воздухе. У импрессионистов не было программы, их объединяло только непринятие академического искусства, реализма. Излюбленным жанром импрессионистов был пейзаж. Наиболее известны картины импрессионистов Э.Мане “Бар в Фоли - Бержер”, К.Моне ”Дама в саду”, Э.Дега ”Две танцовщицы”, П.О. Ренуар “Ложа”, “Портрет актрисы Жанны Самари”, Ж.Сера “Пудрящаяся женщина” (“Портрет Мадлен Кноблох”).

Постимпрессионизм

Собирательное наименование нескольких направлений французского искусства конца XIX – начала XX вв., не разделявших импрессионистского стремления передать сиюминутные впечатления действительности. Понятие “постимпрессионизм” применяется к живописи 80-90-х гг., представленной, прежде всего, Анри де Тулуз Лотреком (1864 – 1901 гг.), Полем Гогеном (1848 – 1903 гг.), Полем Сезанном (1839 – 1906 гг.), Винсентом Ван Гогом (1853 – 1890гг.).

Импрессионистов и постимпрессионистов сближало оппозиционное отношение к официальному буржуазному искусству и образу жизни. Постимпрессионисты в восприятии жизни были убеждёнными пессимистами, ничего хорошего в мире они уже не видели, чем отличались от импрессионистов.

Анри де Тулуз Лотрек в образе мсье Буало показал наглого, вульгарного буржуа – “Мсье Буало в кафе”. Постимпрессионистов пугала городская индустриальная цивилизация. Они пытались укрыться от неё, что привело Гогена на Таити, Ван Гога в Боринаже, где горняки приняли его за явившегося в их беспросветный мир Христа. Этих художников привлекал доцивилизационный, примитивный мир. Ва Гог уже в 1881 – 1886 гг. стремился создавать картины для тех “кто не умеет красиво говорить”.

В творчестве постимпрессионистов отсутствует ренессансная идея о центральном месте человека в мире.

Поль Сезанн родился в Провансе в семье зажиточного крестьянина, рано начал проявлять склонность к занятиям живописью, что привело его в Париж. Он писал о себе: “Меня влечёт к себе небо и безграничность природы.” Сезанн необычайно расширял второй план картины, что создавало эффект “вздыбленности” пространства. Весь мир художник рассматривал как формы одной и той же материи. Сезанн называл все предметы неодушевлённого мира существами, имеющими свой язык. Характерными для его творчества в этом отношении являются картины: “Персики и груши”, ”Гора Сент - Виктуар”, ”Купальщицы”, знаменитый автопортрет художника 1880 г. находится в Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина в Москве.

Винсент Ван Гог прожил очень сложную жизнь. В середине 80 – х гг. XIX в. приехал в Париж, где познакомился с творчеством импрессионистов. В 1888 г. уезжает в Арль, где его творчество переживает период быстрого и короткого взлёта. Здесь же, после ссоры с Полем Гогеном, Ван Гог отсекает себе левое ухо и попадает в клинику для душевнобольных. Здесь он продолжает работать в период просветления рассудка. Будучи не в состоянии вынести душевных мук, он пытается покончить с собой. В июле 1890 г. очередная попытка самоубийства художнику удалась. Для Ван Гога было неприемлемо понятие мёртвой натуры. Он расширил рамки натюрморта. На его картинах видно как поворачиваются к солнцу подсолнухи и тянутся к небу кипарисы. Художник оставил свой автопортрет 1889 г. Замечательны его картины “Едоки картофеля” и, написанные в совершенно другой манере, “Звёздная ночь” и “Море”.

Поль Гоген родился в Париже, детство провёл в Перу, вернувшись в Париж сделал карьеру биржевого маклера, женился, стал отцом многочисленного семейства. Оставил семью, занялся исключительно живописью. Некоторое время жил в Панаме и на Мартинике. Принадлежал к импрессионизму до 1891 г. После чего перешёл к плоскостному построению картин из равно окрашенных силуэтов. У Гогена был особый метод работы: он рассматривал какой-либо мотив, возвращаясь к нему несколько раз, и приступал к работе только тогда, когда знал его наизусть. Его кредо – писать, не исправляя, за один сеанс. В 1891 г. он отправился на Таити, где стремился найти и изобразить земной рай среди девственной природы. Умер на Таити в глубокой нищете.

Наиболее известны из его картин “Видéние после проповеди” (“Иаков, борющийся с ангелом”), “Женщина, держащая плод” – хранится в Государственном Эрмитаже, относится к последнему периоду его творчества.

Анри де Тулуз Лотрек Монфа принадлежал к древнему аристократическому роду графов Тулузских. Тяжёлая болезнь сделала его инвалидом ещё в детстве, но он нашёл в себе силы всю жизнь много и упорно работать. Своих героев художник отыскивал на скачках, в притонах, в кабаках. Важную роль в его живописи играет контур, линия. Возможно, поэтому ему удалось превратить в произведения искусства даже афишу. Известнейшее полотно Тулуз Лотрека – “В «Мулен Руж»”. Тулуз Лотрек усиливает динамические возможности, используя контур, силуэт, освещение и композицию как основные выразительные средства своей живописи.

Художники – постимпрессионисты оказали самое решающее влияние на художников последующих поколений.

Символизм в европейском искусстве конца XIX в.

Символизм возник одновременно с пуантилизмом Сёра и Синьяка и противоположен ему. В основе этого направления лежал образ-символ, выражающий в аллегорической форме скрытый смысл художественного произведения.

Символисты провозглашали уход от объективной действительности, придерживаясь философского принципа, который “допускает существование мира только как представления”, а “реальность может служить для искусства лишь отправной точкой”. Автором “Манифеста символизма” был Жан Мореас.

В живописи символизм не был однородным явлением. Некоторые художники предпочитали аллегории и фантастические образы – Одилон Редон (1840 – 1916гг.). Другие писали вполне реалистично, вкладывая в сюжеты универсальное символическое содержание.

Наиболее яркими представителями в живописи являются:

Гюстав Моро (1826 – 1898 гг.). В своём раннем творчестве Моро в основном использовал религиозные и мифологические сюжеты, придавая им загадочность, многозначительность, “глубокую и неуловимую тайну”. Позже к мифологическим персонажам добавляются образы, созданные только воображением художника. Моро обладал великолепным даром колориста, подчас его живопись напоминает драгоценную вышивку – “Явление”.

Пьер Пюви де Шаванн (1824 – 1898 гг.) в отличие от красочных фантасмагорий Моро, образы Пюви де Шаванна, кажется, сошли с классицистических полотен. Его персонифицированные аллегории напоминают декоративные панно – “Надежда”.

Одилон Редон (1840 – 1916 гг.) родился в Бордо, обучался в Париже архитектуре, работал в графике – углём, затем в чёрно-белой литографии. Считал, что линия и светотень способны наилучшим образом передать душевные состояния. По его мнению, чёрный цвет – это “сама жизненная сила человеческого существа, которая выплёскивает из себя его энергию, частицы его ума и души”. Свет у Редона – символ духовности. Типичные для Редона символы – свет, глаз, растение, человеческая голова. В 80 – е гг. он выпускает литографические серии “Памяти Гойи”, “Гюставу Флоберу”, “Цветы зла”. В 90 – е гг. Редон работает как живописец в технике пастели и масляной живописи. Тема его картин – молчание – “Закрытые глаза”, ”Размышление”. Для живописи Редона начала XX века становится типичным сопоставление человеческого профиля с цветком.

В 1889 г. возникло объединение молодых художников – символистов “Наби”. Художники, входящие в группу, увлекались философией, театром, музыкой, были хорошо образованы, особый интерес проявляли к учениям древнего Востока. Деятельность членов кружка была окружена тайной, они пользовались тайнописью, каждый из них получал ритуальное имя. В сферу их интересов входило декоративно – прикладное искусство – керамика, фарфор, ковроткачество, витражи. Теоретиками группы были Морис Дени и Поль Серюзье, которые стремились обобщить опыт сакрального искусства.

Биографии художников