История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Искусство эпохи Просвещения

XVIII в. отличается многообразием художественных стилей. Продолжают существовать старые и возникают новые направления: сентиментализм и предромантизм. Термин “сентиментализм” появился после опубликования в 1768 г. романа английского писателя Лоренса Стерна “Сентиментальное путешествие по Франции и Италии“ и обозначает чувствительность. Сентименталисты идеализировали душевный мир своих героев. Но в обществе были востребованы искренность, естественность, близость человека к природе. Таким образом углублялись противоречия, нарастали эгоизм и агрессия. Все виды искусства испытали на себе влияние нового стиля.

Искусство Франции XVIII в.

Вся образованная Франция 60-70-х гг. XVIII в. находилась под влиянием учения Руссо о преимуществах естественного.

Жан - Батист Грез (1725 -1805 гг.) становится самым популярным художником – сентименталистом. Каждая из его картин – это жанровая сцена и некое моральное поучение, отсюда такие названия его картин, как “Паралитик, за которым ухаживают его дети или плоды хорошего воспитания”. Выразительность колорита недоступна для Греза, также невыразителен и безлик его мазок. Для его картин характерна завуалированное сочетание сентиментальности и эротики. Произведения художника жеманны, часто он изображает женские “головки” – “Деревенская невеста”.

Портрет достигает развития в творчестве Элизабет – Луизы Виже – Лебрен (1755 – 1842 гг.). Её портреты, скорее, можно охарактеризовать как барочные, перешедшие из предыдущего столетия. Героини портретов отличаются нарочитой простотой.

Великим художником Франции, который прославил быт французского третьего сословия и опоэтизировал жизнь обычных людей, был Жан – Батист Симеон Шарден (1699 – 1779 гг.). Свою жизнь в искусстве он начал как мастер натюрморта. Одно время увлекался изображением дорогих красивых вещей. С годами его художественный язык достиг классической ясности. Его лучшие произведения созданы в 50 – 60 – е гг., среди них – ”Автопортрет с зелёным козырьком”, ”Атрибуты наук”, “Атрибуты искусств”.

Английское искусство XVIII в.

Английское искусство находилось в зависимости от чужеземных мастеров, но появляются и собственные крупные художники. В период с 1730-х и до 1830-х гг. английская национальная школа живописи и особенно графики вносит заметный вклад в художественную культуру Европы в трёх областях: в портрете, в пейзаже и карикатуре. В английской живописи совершенно не привился стиль барокко. Одним из любимых жанров англичан стал семейный групповой портрет, изображающий людей в повседневной обстановке, объединённых чаепитием или занятиями с детьми, по сути – это были жанровые картины.

Уильям Хогарт (1697 – 1764 гг.) родился в бедной семье типографского корректора в Лондоне, обучался у ювелира и гравёра по металлу, в 1724 г. начал заниматься в художественной школе. С конца 20 – х гг. начинается этап самостоятельного творчества. Хогарт создал множество гравюр, одна из ранних – “Пузыри южного моря”.

Идеи Просвещения о разумном устройстве общества и о необходимости борьбы с препятствиями на пути прогрессивного развития общества имели на него некоторое влияние, что отразилось в таких произведениях, как “Карьера проститутки”, сразу получившая широкую известность. Цикл из восьми листов ”Карьера мота”. Самый известный цикл Хогарта “Модный брак” состоял из шести картин. Один из последних циклов – “Парламентские выборы” – составлен из четырёх картин, отличающихся сатирической остротой и смелой живописью. Каждый цикл представлял развёрнутое повествование, а каждая отдельная картина в нём была самостоятельным эпизодом. В 1757 г. Хогарт стал придворным живописцем. В круг его интересов вошёл жанр портрета. Среди лучших портретных работ мастера – “Продавщица креветок”, ”Портрет графини Харрингтон”.

Томас Гейнсборо (1727 – 1788 гг.) родился в семье текстильного фабриканта, не был склонен к интеллектуальным занятиям, не любил городскую жизнь, жил и работал, главным образом, в атмосфере провинции. Искусство Гейнсборо эмоционально, лирично. Ему особенно удавались женские портреты – “Портрет дамы в голубом”. Он создал особый вид портрета, ограничивающий изображение туманным образом в зеркале. Самая знаменитая картина художника - ”Мальчик в голубом”.

Западноевропейское искусство XIX в.

Стиль ампир в искусстве Франции

Ампир – художественный стиль, созданный во Франции в эпоху империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки ограничены концом правления Директории 1799 г. до реставрации во Франции власти Бурбонов в 1815 г. Наполеон стремился к тому, чтобы время его правления походило на римскую империю. Если классицизм ориентировался на греческую античность, то ампир – на искусство императорского Рима, а после похода в Египет 1798 – 1799 гг. – на культуру Древнего Египта. В отличие от классицизма ампир предполагал в композиции зданий контраст гладкой поверхности стены и узких орнаментальных поясов в местах, подчёркивающих конструкцию. В цветовой гамме ампиру свойственны красные, синие цвета и белое с золотом. Из эпохи античности ампир черпал, с одной стороны, монументальность, лаконизм, а с другой – идею утверждения имперского величия через посредство многочисленных атрибутов и символов. Широкое распространение получили в архитектуре массивные портики дорического и тосканского ордера. Поверхность зданий была украшена военной атрибутикой, главным образом римского происхождения: пучки стрел, венки, доспехи, легионерские знаки с орлами и т.д.

Пластические особенности древнеегипетского искусства нашли выражение в использовании больших нерасчленённых поверхностей стен, в геометрической правильности цельных объёмов зданий, в массивности пилонов и колонн. Для ампира характерными стали древнеегипетские орнаменты и изображения сфинксов. Стиль ампир отличался стремлением к величественности, возвеличивая, главным образом, власть оформлением интерьера, балдахинами, драпировками стен, монументальными кроватями, массивными зеркалами. Мебельщики предпочитали кубические формы, неким диссонансом выглядели кушетки с высоким плавно изогнутым изголовьем – “рекамье”, маленькие круглые столы на одной ножке, излюбленным материалом мебельщиков было красное дерево, а украшением - бронзовые накладки.

Живопись

Великим французским живописцем ампира был Жан Огюст Доменик Энгр (1780 – 1867 гг.). Он был учеником Давида. С 1806 г. по 1824 г. жил и работал в Италии. В 1834 г. был назначен директором Французской Академии. Его картины написаны на литературные и мифологические сюжеты – “Юпитер и Антиопа”, ”Апофеоз Гомера”. Энгр известен и как прекрасный портретист - ”Мадам Девосс”. Особую роль в творчестве Энгра играл гибкий, линейный рисунок.

Романтизм в европейском искусстве

Романтическое искусство характеризуется резким разрывом между идеалом и действительностью, в которой романтики не принимали страсти к стяжательству, склонности к мещанской жизни. Следствием оппозиционности к буржуазному обществу романтиков было их враждебное отношение и к искусству этого общества. Впервые термин “романтизм” применительно к живописи прозвучал в некрологе рано умершего художника Теодора Жерико (1791 – 1824 гг.). Художник был автором не многочисленных, но ярких картин – “Офицер конных стрелков перед атакой”, ”Раненный кирасир, уходящий с линии огня”, ”Сумасшедшая” (“Гиена Сальпетриера”). Наиболее известной является его картина “Плот Медузы”, изображающая гибель пассажирского корабля. Эта картина привлекла широкое внимание общественности, так как её сюжет символизировал катастрофу политического режима Реставрации.

Эжен Делакруа (1798 – 1863 гг.) в живописи сделал то же, что Бальзак в литературе. Он по - новому ставит вопрос о границах искусства и отстаивает принцип “многообразия прекрасного”. Художник вводит в живопись новые средства реалистического познания мира, его интересуют новые темы. Картина “Резня на Хиосе” посвящена одному из эпизодов освободительной борьбы Греции от турецкого ига. Темой “Сарданапала” послужила трагедия Байрона об ассирийском царе. Хорошо известен автопортрет художника 1824 г. Картина “Свобода, ведущая народ” показывает повстанцев на развалинах баррикад. Здесь сочетаются достоверность факта и символичность образов, реализм доведён до натурализма и провозглашён новый идеал красоты. Она долгое время служила символом Франции.

Эстетика романтизма, идеал двоемирия нашли отражение в жанре ночного пейзажа, который был особенно популярен в Германии.

Каспар Давид Фридрих (1774 – 1840 гг.). Ночной пейзаж отражён художником в картине “Двое, созерцающие луну”.

Пейзаж вообще был самым популярным жанром живописи романтиков, которых привлекал контраст между смятенной душой одинокого человека и грандиозностью природы.

Носителями стихии естественной свободы выступали у романтиков животные. На картинах Жерико и Делакруа часто изображались лошади. Мастером скульптурных изображений коней был Клодт.

Неприятие действительности обусловило внимание романтиков Востоку. Романтическому ориентализму отдали дань живописцы Делакруа, Жерико, Рунге, многие литераторы, среди которых на первом месте Байрон.

Тема человеческого духа нашла отражение в портретах художников – романтиков. Делакруа пишет портрет Шопена в состоянии внутренней сосредоточенности. Рунге создаёт семейный портрет “Мы втроём”, на котором изобразил себя, свою жену и брата.

Особое место в искусстве романтизма и всего XIX в. занимает творчество великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828 гг.). Гойя родился около Сарагосы, его картины 70 – х гг. XVIII в. говорят о том, что он хорошо овладел традициями барокко. В 1792 г. художник перенёс тяжёлую болезнь, в результате которой потерял слух. Это стало причиной изменения тем и настроений его искусства. В 1794 г. он писал: “Чтобы занять воображение, подавленное зрелищем моих страданий и частично покрыть многочисленные, связанные с болезнью расходы, я принялся писать серию картин, в которых много места отведено наблюдениям, что, как правило, невозможно в заказных работах…” Среди этих картин – “Суд инквизиции”, “Капричос”, в которую включено 80 гравюр, изображающих жизнь Испании. Другая серия гравюр названа Гойей “Бедствия войны”, в ней 82 листа. Последней серией гравюр стала “Деспаратис”, 18 листов. В ней изображены сложные символы, монстры, чудовищные образы. В этой серии Гойя достигает предельной выразительности. Среди портретов художника известны такие работы, как “Автопортрет” (1799 г.), “Портрет Исабель Кобос де Порсель”, по заказу Карла IV художник создал “Портрет семьи короля Карла IV” в 1800 году. Гойя занимался не только живописью, но изготавливал гобелены в начальный период своего творчества. В 1780 г. он был избран в Академию. С этого же времени стал придворным художником. В мировое искусство вошёл как один из наиболее глубоких и самобытных творцов.

Биографии художников