История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Искусство рококо – это завершающая стадия барокко, которое утрачивает многие свои признаки и превращается в средство украшения досуга. Рококо возникло во Франции и получило свое название от французского слова, означающего ”орнаментальный мотив, осколки камней или раковин”. Слова Людовика XV “После нас – хоть потоп”, – прекрасно выражают дух времени и искусства рококо. Этот стиль соответствовал, прежде всего, настроениям аристократии, которая утратила политическое влияние и независимость, а вместе с ними, уверенность в завтрашнем дне. Реакцией на это стало стремление уйти в свой замкнутый мир, сделать этот мир как можно более красивым, удобным, далёким от реальности, материализовать иллюзию. Мнимость таких жизненных ориентиров как будто иллюстрируется той ролью, которую стали играть зеркала. Их широко использовали для украшения интерьеров. Они стали символом “освобождения” от материального мира. Кроме зеркал, интерьеры украшались живописью, произведениями скульптуры, которые приобрели причудливые, изысканные формы. Большой популярностью пользовались произведения мелкой пластики, фарфоровые статуэтки, драгоценные игрушки, ювелирные изделия, - всё это применялось для украшения интерьеров и повседневной жизни. Украшали интерьеры жилищ, отдавая предпочтение вычурности, асимметричности, различным национальным, чаще экзотическим стилям. В моду вошли шёлковые обои, дополнявшие роскошные интерьеры. Для костюма стали характерны сложные, очень высокие парики, необъятной ширины юбки, затянутые в корсет талии мужчин и женщин, кружева, драгоценные украшения. В таких нарядах люди превратились в “деталь” роскошного интерьера. Стиль рококо отражается во всех видах искусства.

Наиболее ярко он проявился в живописи. Его основателем по праву можно считать придворного живописца французского короля, фламандца по происхождению, Антуана Ватто (1684 – 1721 гг.). Сюжеты картин этого художника обозначены уже в самих названиях: “Общество в парке”, “Капризница”, ”Затруднительное положение”. Они изображают сцены приятного времяпрепровождения галантных дам и кавалеров на фоне изысканных интерьеров или живописных пейзажей. Ватто предпочитал светлые тона, часто использовал пастель, знал особые рецепты красок, которые позволяли создавать впечатляющие эффекты.

Многие великие художники, в творчестве которых прослеживаются некоторые особенности стиля рококо, не умещались в его рамки. К ним относятся композиторы Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791 гг.), Иозеф Гайдн (1732 – 1809 гг.) и Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827 гг.).

Не случайно их называют “венскими классиками”, то есть выделяют из ряда композиторов, чьё творчество соответствовало принципам рококо. Композиторы Л.К.Дакен, Ф.Куперен, Ж.Ф.Рамо полностью принадлежат направлению рококо. Камерность, миниатюрность форм, изощрённость и обилие украшений делали их музыку галантной и приятной, вполне доступной для исполнения в светских салонах, где она служила дополнением интерьеров. Неотъемлемой частью искусства рококо являются дворцово-парковые ансамбли. Парковое искусство достигает высочайшего совершенства, образцом становится Версаль.

Искусство классицизма

Переходя к рассмотрению понятия “классицизм” нужно рассмотреть разницу между понятиями “классика”, ”классический” и “классицизм”, ”классицистический”. “Классический” (от латинского classicus – первоклассный, образцовый) применяется для определения произведений выдающихся, совершенных, вошедших в состав непреходящих ценностей. Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античным образцам. Античные образцы входят в число классических произведений, что и позволяет понять сущность классицизма как направления, ориентирующегося на классические образцы. Кроме античности на классицистическое искусство оказало большое влияние Возрождение, которое, в свою очередь, тоже ориентировалось на античное искусство. В то же время классицизм – феномен Нового времени. В отличие от барокко и рококо классицизм более всего выражает мироощущение третьего сословия, буржуазии. Ему свойственно отрицание излишеств, стремление к рациональному использованию художественных средств, что приводит к формированию ясной, простой, гармоничной, благородной формы произведений искусства. Тому же способствует и философия рационализма, которая является его идеологической основой. Классицизм ориентируется на позднее римское искусство, что также формирует его своеобразие.

Архитектура классицизма.

В архитектуре классицизма идея триумфа централизованного государства находит своё воплощение в монументальных образах архитектуры, которая впервые решает проблему архитектурного ансамбля. Художественные особенности новой архитектуры проявляются в применении ордерной системы, в целостном построении объёмов и композиций зданий, в утверждении строгой закономерности порядка и симметрии, сочетающимися с тягой к огромным пространственным решениям. Для классицизма в архитектуре характерно преобладание горизонтальных членений над вертикальными, единая кровля, нередко скрытая баллюстрадой, простая композиция. Архитектурные сооружения вписывались в парадные парковые ансамбли. Образцом классицизма считается дворцовый ансамбль Во – ле –Виконт близ Мелена, созданный в 1655 – 1661 гг. архитектором Луи Лево и мастером садово-парковых ансамблей Андре Ленотром. Большую роль в оформлении сыграл живописец Шарль Лебрен. Новизна архитектурного решения в Во –ле – Виконте состояла в том, что дворец располагался между двором и садом. Важную часть планировочного решения составляла перспектива. Позднее этот принцип организации пространства лёг в основу планировочных решений Версаля. Лево начал перестройку Версаля в годы правления кардинала Мазарини, достроил Версаль в 1679 г. крупнейший архитектор XVII в. Жюль Ардуэн – Мансар (1646 – 1708 гг.). По его проектам были сооружены также площадь Людовика Великого, впоследствии Вандомская, и площадь Победы. Версаль – сложнейший архитектурный феномен. В его оформлении, особенно в интерьерах дворца, использованы барочные мотивы. Парк Версаля был создан Андре Ленотром (1613 – 1700 гг.) в соответствии с принципами классицизма: от дворца была проложена главная аллея, которую под прямым углом пересекали поперечные аллеи, образующие прямоугольные или квадратные боскеты и партеры. В парке строго соблюдались принципы симметрии и композиционной ясности. Все деревья и кустарники засажены сплошными рядами и превращены в объёмные геометрические фигуры. Парк разделён на три части: первую зону составлял “Малый парк”, следующая зона была больше в 10 раз – это “Большой парк”, третья зона включала охотничьи угодья и деревни. Для устройства фонтанов и водных партеров был сооружён виадук. Версальский парк имел церемониальное значение и служил местом и декорацией для многочисленных придворных церемоний и празднеств. В нём был выстроен Трианон – укромное место встреч короля с фаворитками. Позднее был выстроен Малый Трианон – по приказу Людовика XV для маркизы Помпадур.

Скульптура, украшавшая версальский парк принадлежала Франсуа Жирардону (1628 – 1715 гг.). Среди его произведений: “Похищение Прозерпины”, ”Купальня Аполлона”.

Антуан Куазевокс (1640 – 1720 гг.) – с 1666 г. стал королевским скульптором и работал над декорировкой версальского дворца и парка. Среди его работ аллегорические скульптуры Силы и Изобилие. Он изготовил копии античных скульптур “Нимфа с раковиной”, “Венера Медичи”, ”Венера на корточках” и ”Кастор и Поллукс”. Его знаменитые конные статуи “Меркурий на Пегасе” и ”Виктория на Пегасе” были изготовлены для дворца Марли. Ему принадлежит огромная статуя короля, портреты Лебрена, Мольера, Кольбера, Мазарини, всего более 50 бюстов.

Пьер Пюже (1620 – 1694 гг.) работал в Тулоне, Марселе, Париже, но при жизни настоящего признания не получил.

Живопись классицизма

XVII в. – время обособления различных жанров живописи. В каждой из национальных школ были свои предпочтения и тенденции. 

Никола Пуссен (1594 – 1665 гг.) родился в Нормандии, затем переехал в Париж. В 1624 г. поселился в Риме, где прожил 40 лет. Пуссен видел в живописи возможность выразить мысль и искал пути для создания стиля большого общественного звучания. Его привлекало философское искусство. Пуссен ограничил себя исторической живописью, которая позволяла наилучшим образом воплощать идеалы гражданственности. Он черпал сюжеты в античной мифологии, в исторических легендах и придавал образам обобщённый характер. Его работы со временем станут наиболее характерными образцами классицизма, а затем академизма в живописи. Этому способствовал чеканный рисунок Пуссена. Колорит его картин обычно основан на чистых цветах, среди которых главную роль играют неразложимые простые цвета – синий, красный, жёлтый. Свет на его полотнах всегда ровный, рассеянный. Картины Пуссена – “Смерть Германика”, ”Царство Флоры”, ”Автопортрет”, “Великодушие Сципиона”, ”Аркадские пастухи”.

Клод Лоррен (1600 – 1682 гг.) родом из Лотарингии, но вся его жизнь прошла в Риме. Художник был влюблён в природу Италии, в его пейзажах поражает гармония, покой и совершенство. В этом и проявляется его приверженность к классицизму. Лоррен умел передавать глубину пространства, свет и воздух. Известны его картины “Похищение Европы” и ”Пейзаж” или ”Охота на оленей”.

Первого февраля 1648 г. открылась Академия художеств, в 1655 г. королевская власть взяла Академию под свой контроль. С этого времени усиливается помпезность искусства, высоким признаётся только искусство исторической живописи. Одним из основателей Академии был Шарль Лебрен (1619 – 1690 гг.). В 1662 г. он получил звание первого живописца короля, через два года стал президентом Академии, чем и объясняется тот факт, что он руководил строительством Версаля. Лебрен подменил человеческие идеалы официальными штампами из придворного арсенала. Он чрезмерно увлекался аллегорией, был склонен к банальностям. Особенности мировоззрения и личности Лебрена обусловили эклектизм Версаля.

Выдающимся представителем классицизма в живописи был Жак Луи Давид (1757-1825 гг.), однако его творчество было значительно шире классицистических канонов. Например, известное полотно художника “Клятва Горациев” хотя и было написано на сюжет из римской истории, в годы, предшествующие Французской революции 1789 г., трактовалось как призыв к борьбе. 

 Скульптура классицизма также ориентируется на античные образцы, почти всегда связанные с мифологией. Выдающимися скульпторами этого направления были итальянец Антонио Канова (1757 – 1822 гг.), датчанин Бертель Торвальдсен (1768 – 1844 гг.), француз Жан – Антуан Гудон (1741 – 1828 гг.).

Наиболее полно идеи классицизма отразились в литературе и проявились в этом виде искусства с особой определённостью и остротой.

Основоположником классицизма в музыке стал Жан Батист Люлли (1632 – 1687 гг.). Композитор ориентировался преимущественно на античные сюжеты, которые были основой его многочисленных опер. Его произведениям присущи: героическая приподнятость, логика, ясность музыкального языка. Всё это сочеталось с пышной декоративностью, заимствованной из барокко. В историю музыки Люлли вошёл именно как основоположник оперного жанра.

Биографии художников