История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Искусство Нового времени

Искусство Барокко

XVII в. для Европы – время становления культуры, основой которой является наука. Научная революция даёт толчок техническому прогрессу. Картина мира, сложившаяся ещё с античных времён, претерпевает кардинальные изменения. Мир постигается через систему законов, выраженных математическим языком. Образ мира, выраженный в символах искусства, утратил своё мировоззренческое значение. Искусство этого времени подвержено влияниям происходящим в культуре. Наиболее важными изменениями стали следующие:

-  окончательно уходит в прошлое религиозный характер искусства, оно становится светским по своему духу;

- в искусстве появляются и сосуществуют сразу несколько стилевых систем. В живописи складываются жанры анималистический и натюрморт. В архитектуре это время расцвета садово-паркового искусства, создание грандиозных дворцовых ансамблей.

Развитие искусства протекает в рамках национальных школ. Великими художественными державами в XVII в. становятся Испания, Франция, Голландия и Фландрия. В Италии и Франции переживают расцвет архитектура, монументальная скульптура и монументально-декоративная живопись. В Голландии ведущую роль играет станковая живопись.

Ведущим стилем эпохи выступает барокко. Центром формирования новой системы является Рим. Происхождение термина “барокко” до конца не выяснено. Идея барокко двойственна по своему содержанию, что порождает внутренний конфликт между чистой духовностью и грубой телесностью; хаосом и порядком; безобразием и красотой. Для барочного искусства характерно преобладание изображений чудес и мучений. В этом искусстве сходятся контрасты и крайности. Отклонения от нормы, от правил, склонность к гротеску – неотъемлемые черты барочного мировосприятия. Барокко стремится подражать природе в её стихийной мощи. Этому искусству свойственна мистика, иррациональность, фантастичность, необычная экспрессия и в то же время – трезвость, доходящая до рассудочности. В изобразительном искусстве преобладают декоративные композиции, сюжеты берутся из мифологии и религии. Наблюдается увлечение парадными портретами. В живописи барокко существует нарушение принципов прямой перспективы. Действие развёртывается часто по диагонали к плоскости изображения. Художники любят использовать световые и светотеневые контрасты.

Наиболее известными художниками барокко являются в Италии – Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо (1571 – 1610 гг.). Он был первым художником общеевропейского масштаба, принадлежащим к этому направлению искусства. Основной сферой его творчества был традиционный круг образов христианской мифологии. Наиболее известные произведения – “Юноша с корзиной фруктов”, “Юноша, укушенный ящерицей”, ”Лютнист”, “Гадалка”. В творчестве этого художника впервые появляются произведения богемно – разбойничьей тематики – “Шулеры”.

В Испании выдающимся художником этой эпохи является Эль Греко, настоящее имя Доменико Теотокопули. Родился в 1511 г. на Крите, в юношеском возрасте попал в Венецию, где обучался в мастерской Тициана. На живопись Эль Греко оказали влияние Тинторетто и Веронезе. В Испанию он переселился в 1576 г. Король Филипп II именно в это время принял решение украсить Эскориал и Эль Греко рассчитывал получить заказы, однако его надежды не оправдались, и он уехал в Толедо. В 1586 г. он создаёт свою знаменитую картину “Похороны графа Оргаса”. Все присутствующие изображены в состоянии горестного размышления. Картина разделена на два плана – в земном мире мы видим эпизод похорон, в мире небесном – показаны Христос и святые. Известна картина Эль Греко “Моление о чаше”. Новаторство Эль Греко – портретиста можно наблюдать в “Портрете неизвестного”.

Диего Веласкес (родился в 1599 г. в Севилье – 1660 г.) первые картины принадлежали к жанру “бодегонес”. В 1622 г. он переезжает в Мадрид, где приобретает известность как портретист, умеющий передать саму сущность изображаемого человека. На него оказывает влияние общение с Рубенсом. Вершиной его портретного творчества считается портрет папы Иннокентия X. “Слишком похож”, - такова была реакция самого Иннокентия X. Знаменитые картины Веласкеса “Менины” (“Фрейлины”), “Миф об Арахне”.

В эпоху барокко работал в Италии испанский художник Хусепе Рибера (1591 – 1652 гг.), оставивший несколько картин, в которых проявились тенденции реалистического видения мира – “Мучения святого Андрея”, “Мучения святого Варфоломея”. Живопись Риберы тяжеловесна, картины выдержаны в коричневых тонах, замысел художника – показать величие духовного подвига.

Франсиско Субаран (1594 – 1664 гг.) стал главным художником в Севилье. Он писал алтарные картины для монастырей, изображение чудес у этого художника нелепы, ангелы – простоваты, герои – суровы и аскетичны. Пространство его картин условно. Композиция чаще всего строится на соотношении крупных тёмных и светлых плоскостей - ”Смерть св.Бонавентуры”.

Расцвет испанской живописи оказался кратким и завершился к середине 50-х гг. XVII в.

Во Фландрии самым известным художником был Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640 гг.), родился в Зигене. В 1600 г. едет в Италию, где входит в круг известных художников. В 1608 г. возвращается в Амстердам. Он получает заказы от могущественных ремесленных корпораций, создаёт алтарные картины почти для всех католических церквей Южных Нидерландов. Одна из этих картин – “Водружение креста”. Композиция способствует созданию ощущения динамики. Художник передаёт движение фигур, идущих в противоположных направлениях. В его живописи воплотилась одна из отличительных черт барокко – стремление разрушить замкнутость пространства картины. Рубенса – художника привлекало движение, физическая мощь, он стремился передать вещественность человеческой плоти. Его картины, как правило, монументальны. Наиболее известны “Статуя Цереры”, ”Союз Земли и Воды”, ”Вакханалия”, “Венера и Адонис”, ”Персей и Андромеда”. Одно из лучших произведений художника – “Битва с амазонками”. В середине 20 – х гг. XVII в. слава Рубенса стала всеевропейской, что мешало его творчеству, так как эрцгерцог Фердинанд стал привлекать художника к исполнению дипломатических поручений.

Последние десятилетия своей жизни Рубенс вновь посвятил живописи, работая над монументальным циклом картин, посвящённых Генриху IV. Рубенс пишет портреты, один из них – портрет его второй жены Елены Фоурмент. Её красоту он запечатлел на девятнадцати картинах. Дар передавать драматизм действия проявился в таких поздних работах как “Избиение младенцев”, ”Несение креста” и ”Стигматизация святого Франциска”.

Известными художниками были также Якоб Йорданс (1593 – 1678 гг.), Антонис Ван Дейк (1599 – 1641 гг.) - был одним из самых известных учеников Рубенса, придворным художником инфанты Изабеллы. Писал портреты людей разных социальных слоёв. Создал около 30-ти портретов короля Карла I, множество портретов его жены Генриетты – Марии и детей короля. Франс Снейдерс (1579 – 1657 гг.) – крупнейший из фламанских художников-анималистов и мастеров натюрморта. Адриан Браувер (1605 – 1638 гг.) автор небольших жанровых картин. Любил изображать сценки в кабачках и пейзажи.

Живопись Фландрии получила название фламандской.

В начале XVII в. в Голландии живопись пошла по пути изображения правды и естественности. Самым известным голландским живописцем является Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669 гг.). Родился в семье зажиточного мельника в городе Лейдене. По желанию родителей учился в латинской школе, затем поступил в лейденский университет, но страстное желание стать художником привело к тому, что он ушёл из университета и поступил на обучение к живописцу Якобу ван Сваненбургу. Спустя три года уезжает в Амстердам для продолжения образования. С 1632 г. он навсегда поселяется в Амстердаме. Женитьба на Саскии ван Эйленбюрх из богатого и уважаемого семейства упрочило его общественное положение. Он получает многочисленные заказы, укрепившие его материальное благополучие. Его роскошный дом пополняется коллекциями картин и антикварных вещей. В его мастерской много учеников. В начале 40 – х гг. в жизни художника происходят трагические события: умирают близкие, в том числе и жена, он теряет популярность, нищает, в его творчестве появляются трагические интонации. Рембрандт всегда интересовался мифологическими и библейскими темами. Это позволило ему возвысить обыденность. Барокко оставило некоторый след в живописи Рембрандта: его ранние композиции наполнены бурным движением. Однако он не был художником, полностью принадлежащим к этому направлению. Его творчество стоит особняком не только по отношению к барочной живописи, но и во всём мировом искусстве и имеет огромное общечеловеческое значение. Своеобразие Рембрандта заключается в его удивительной способности передавать свет. Золотое сияние выхватывает объёмы фигур на его полотнах. Художник преображает и поэтизирует мир. Раскрывает потаённые его глубины.

Искусство Рембрандта было забыто последующими поколениями. Его открыли романтики в XIX в. Гений художника воплотился в таких произведениях как “Автопортрет с Саскией на коленях”, ”Анатомия доктора Тулпа”, шедевром художника является его картина ”Возвращение блудного сына”, которая хранится в Государственном Эрмитаже. Чрезвычайно интересна многофигурная, сложная по композиции, наполненная динамизмом картина ”Ночной дозор”. Развитие личности самого художника нашло отражение в его автопортретах 1628 г. и 1660 г. Рембрандт написал множество автопортретов, изучая характерные изменения внешности человека при выражении различных чувств и переживаний.

“Малые голландцы”

В Голландии XVII в. появились художники, которые сделали главной темой своего творчества реальность. Они вошли в историю живописи как “малые голландцы”, что объясняется камерным характером их работ. Их картины небольшого размера, что давало возможность людям среднего достатка приобретать их для украшения своих домов.

В Голландии установилась чёткая градация живописи по жанрам: “комнатная живопись”, бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт, художники специализировались даже внутри жанра на изображении моря, цветов, фруктов, рыбы. “Малые голландцы” внесли наибольший вклад в развитие натюрморта, пейзажа и бытового жанра. Среди них выделяются:

Герард Терборх (1617 – 1681 гг.), прославившийся на всю Европу созданием композиции на меди “Мюнстерский мир”. Работа изображает 60 участников заключительной встречи при подписании договора, по которому Испания признала независимость Голландии и передала ей часть Фландрии, Брабанта, Лимбурга и азиатских колоний. Однако лучшие образцы его живописи принадлежат к жанровым сценам – “Дама, играющая на теорбе двум кавалерам”.

Карел Фабрициус (1622 – 1654 гг.) был самым прославленным учеником Рембрандта. Сын школьного учителя, художника – дилетанта. Карел и его брат Питер стали основателями “новой делфтской школы” живописи, которая заостряла внимание на психологии человека. Одна из лучших картин художника – автопортрет, на котором он изобразил себя ремесленником – с открытым воротом в кожаном фартуке. Его лицо – энергично и полно достоинства.

Пейзажную живопись “Малых голландцев” отличает отсутствие величественных панорам и классических руин. Они изображают небо с клубящимися облаками, величественные мощные деревья; умеют передать пространство, наполненное воздухом, пронизанное морскими ветрами, дышащее “свежей сырой землёй”. Они прекрасно передают “стихийную“ свободу древней и по-своему волшебной страны.

Якоб ван Рейсдал (1628/29 – 1682 гг.) – автор драматических пейзажей. Был мастером композиции, умел передавать особенности каждой поверхности – “Еврейское кладбище” (“Аллегория жизни человечества”). Художник передаёт контраст белого мрамора надгробий и синевато – зеленовато – коричневой гаммы хмурого пейзажа. Кладбище, изображённое на картине, сохранилось и поныне, но художник писал это полотно по памяти, будучи тяжело больным, поэтому на картине присутствует несколько вымышленных деталей. Настроение произведения складывается из сочетания ощущения трагизма смерти, печали и надежды, символом которой является радуга.

Особая разновидность голландского пейзажа – городской пейзаж. В этом жанре работали художники Ян Вермер, Питер де Хох, Эммануэл де Витте.

Стиль барокко в музыке – явление, которое вызывает споры искусствоведов, потому что произведения композиторов, созданные в эту эпоху заметно отличаются от эстетики барочного стиля. В XVII в. в разных странах Европы создавали свои произведения К.Монтеверди, А.Вивальди, Г.Ф. Гендель, И.С. Бах, творчество которого считается непревзойдённой вершиной в музыкальной культуре всех времён и народов.

Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1710 гг.). Он принадлежал к музыкальной семье, его биография достаточно характерна для музыканта-профессионала того времени и не соотносится с масштабом его гения. Бах жил в Германии, служил в лютеранской церкви – этим объясняется преобладание духовных жанров в его творчестве. Он писал вокально-инструментальные произведения – ”Страсти по Матфею”, “Страсти по Иоанну”, мессы, среди которых месса си минор представляет собой настоящий шедевр музыкальной драматургии. Не будет преувеличением сказать, что среди его сочинений много шедевров во всех жанрах, к которым он обращался. Он был мастером не только крупной формы, но и создал великолепные небольшие по размерам прелюдии и многоголосные фуги, на которых продолжают учиться музыканты – профессионалы в наши дни.

Современники не воздавали ему почестей, даже родные дети, тоже замечательные музыканты, не понимали масштаба личности отца и не осознавали величия его гения. Они называли его в шутку “старым париком”, намекая на отсталость его музыкальных вкусов и пристрастие к “немодным” полифоническим формам. Его имя было забыто более, чем на век и только следующие поколения сумели принять Баха и, отчасти, понять величие его вклада в музыкальное искусство.

Стиль барокко получил наибольшее распространение в католических странах и отразил художественный вкусы княжеского абсолютизма. Он стал художественной формулой величия, позы, представительности. Барокко выразило кризис гуманизма, ощущение дисгармонии жизни. Может показаться странным, но этот стиль был созвучен не только аристократии, но и другим социальным слоям, в том числе буржуазии.

Биографии художников