История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Искусство эпохи Возрождения в Италии

Термин “Возрождение” был впервые использован для обозначения определённого феномена в 1550 г. Итальянским архитектором и историком искусства Джорджо Вазари (1511 – 1584 гг.) в книге “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”.

Хронологически эпоха Возрождения охватывает примерно три столетия с XIV по XVI вв., но по значимости художественных достижений она имеет огромное значение для всей истории духовной культуры и искусства.

В эпоху Возрождения, Ринашименто (итал.), Ренессанс (франц.) – возникла новая европейская культура. Она сформировалась на основе переосмысленного античного наследия и на той высоте духовного опыта европейцев, который был достигнут в Средние века.

Основные черты эпохи Возрождения:

- гуманистическое мировоззрение. В центре космического бытия был помещён ч е л о в е к, понимаемый как творец, сподвижник и сотрудник Бога. Таким образом, теоцентризм средневековья был поколеблен, Возрождение проложило путь к антропоцентризму Нового времени;

- рационалистичность;

- секуляризация (обмирщение);

- индивидуализм.

Эпоха Возрождения делится на несколько этапов.

Проторенессанс или Дученто (“двести”) и Триченто (“триста”) – XII – XIV вв. Для этого периода характерно:

появление нового мировоззрения, которое нашло отражение в “Комедии” Данте;

смещение центров культуры из монастырей в города;

демократизация и расширение социальной среды;

вовлечёние людей в активные процессы создания духовной культуры и искусства;

появление локальных художественных школ: флорентийской, римской, пизанской.

В скульптуре ведущая роль принадлежит трём мастерам: Никколо Пизано, его сыну Джованни и Арнольфо ди Камбио.

Одно из величайших достижений этого периода – кафедра пизанского баптистерия – монументальное сооружение, украшенное рельефами и скульптурами. Сюжеты и образы заимствованы из Евангелия (1260 г.).

Архитектура впитала традиции средневековья. В ней сочетаются черты готики, которая проникла в Италию в XIII в. и романского стиля. Возводятся итальянские готические церкви в Сиене; в конце XIII в. – собор Санта – Мария дель Фьоре по проекту Арнольфо ди Камбио. Эти сооружения отличает величавое спокойствие без мистического подъёма.

Живопись

Ведущие художники – Чимабуэ, Каваллини, Джотто ди Бондоне. Последний был учеником Чимабуэ, работал в технике фрески, увлекался искусством Византии, создал собственную технику фрески. Тематика произведений связана с циклом, посвященным Марии и Христу – вся история с детства Марии до трагической развязки. С 1328 г. Джотто работает при дворе короля Анжуйского в Неаполе, затем - во Флоренции, где руководит строительством флорентийского собора. В этом городе он и умер. Джотто стал первооткрывателем перспективного построения (линейной перспективы), рассчитанного на эффект присутствия наблюдателя, рассматривающего произведение с фиксированной точки зрения.

Искусство триченто – период реготизации. Интернациональная готика появилась около 1390 г. в европейском искусстве. Это было время страшных событий:

- 1349 г. – чума;

- 1343 г., 1346 г. – крах флорентийских банков Перуцци и Барди.

Эти события возродили религиозный фанатизм. Художники пережили момент острого интереса к личному, к частному, к конкретному. Образы в произведениях интернациональной готики характеризуются хрупкостью, сухощавостью в изображении человека; ломкостью, стилизованностью гибких линий. В это время строятся дворцы – палаццио. Палаццио Веккио построено на месте стёртого с лица земли замка рода Уберти. При создании палацио были сделаны важные открытия в области архитектуры.

Искусство кватроченто ( раннего Возрождения) XV в.

Главный принцип искусства этого периода, сформулированный в теоретических трактатах: “Подражание природе через постижение её законов”.

Гуманистические искания проникли в живопись. Художников объединяет представление о человеке как о самом совершенном творении природы. Одним из основных принципов, заимствованных у стоиков, был выражен понятием “Virtu” – “доблесть”. Таков был лозунг гуманистов XV в.

Во второй половине XV в. для художников становится обязательным рисование с модели и натурные наброски.

Открытие прямой перспективы – ещё одно достижение кватроченто. Её впервые применил Брунеллеске, использовал его друг, скульптор Донателло в рельефах “Битва св. Георгия с драконом” (ок.1427 – 1428 гг.) и Мазаччо в фреске “Троица”. Теоретическую разработку осуществил Альберти в “Трактате о живописи”.

Архитектура кватроченто

Основной принцип архитектуры – здание должно служить человеку. Архитекторы видели связь зодчества с гармонией мироздания.

В 1441 г. был найден трактат Витрувия, изучение которого способствовало усвоению принципов ордерной системы. Архитекторы стремились к созданию совершенного храма – идеально круглого в плане. Разрабатывались законы пропорций – пространственных соотношений отдельных элементов зданий: высоты колонны и ширины арки и другие.

В XV в. стали проводятся конкурсы на лучший проект, автор которого получал право на воплощение своего замысла. Так, в 1401 г. был проведён конкурс на изготовление северных бронзовых дверей баптистерия. Участвовали Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Тема – “Жертвоприношение Авраама”. Победил Гиберти. В другом конкурсе, состоявшемся в 1418 г., победил Брунеллески. Ему же принадлежит архитектурное воплощение сущности эпохи Возрождения – лоджия на фасаде Воспитательного дома во Флоренции. Не все проекты Брунеллески были осуществлены в полном соответствии с его замыслом. У него были талантливые ученики: Микелаццо ди Бартоломмео, создавший Палаццо Медичи – трёэтажное, квадратное в плане здание с квадратным двором в центре; Леон Баптиста Альберти – разносторонне талантливый и широко образованный философ – гуманист, работал во Флоренции, Ферраре, Римини. Он первым стал ориентироваться на древнеримское искусство. Современников смущали его творения. Папе Пию I церковь Сан – Франческо в Римини показалась схожей с языческим капищем, а церковь Сан – Себастьян в Мантуе напомнила мечеть. Альберти создавал также и светские сооружения, среди которых палаццо Ручелли во Флоренции. Большинство архитекторов XV в. успешно выступали в роли проектировщиков и прорабов.

Живопись XV в.

Живопись этого периода была по преимуществу монументальной, выполненной в технике фрески. Всё большую роль в живописи станковых видов играет алтарная картина. Алтарная живопись представляла собой единую композицию, создание которой подчинялось определённым правилам.

В первой половине XV в. появляется светский портрет. Одним из выдающихся художников эпохи считается Мазаччо, настоящее имя которого Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (1401 – 1429 гг.). Творческий почерк этого художника отличает способность лаконично и точно передать сильные человеческие эмоции через движения тела и мимику. Он часто выбирает глубокий, тёмный колорит, люди на его картинах кажутся осязаемыми. Его основные работы: “Мадонна с младенцем и ангелами”, ”Распятие”, ”Поклонение волхвов”, “Троица”. Шедевром его творчества считают фреску в церкви Санта – Мария дель Кармине ”Чудо со статиром”. Художник соединил три эпизода: просьба денег сборщиком податей, приказ Христа Петру поймать рыбу, передача денег Петром.

Ранний Ренессанс открывает немало имён талантливых живописцев. Выдающимися художниками этого периода являются Пьеро дела Франческо (1420 -1492 гг.), Андреа Верроккьо (1435-1485гг.), Доменико Гирландайо (1449-1494 гг.), который был близок к кружку Медичи; Перуджино (1450-1523 гг.) – Пьетро Вануччи; Пинтуриккьо (1452-1513 гг.) – Бернардино ди Бетто украшал папские покои в Ватикане, фресочник; Андреа Мантенья (1431-1506 гг.) – придворный художник герцога Гонзаго в Мантуе, писал картины, создавал гравюры, декорации для спектаклей.

Выдающийся художник эпохи Сандро Боттичелли (1445 – 1510 гг.) близок к флорентийским неоплатоникам своим стремлением выйти за пределы природных форм и истории в потусторонний мир. Его кисти принадлежат портреты Джулио Медичи и Лоренцо Медичи. Часто сюжетами для картин служили сцены из античной мифологии или библейские мотивы. Они служили для него поводом выразить своё мироощущение, поражающее иногда трагическим предчувствием чего-то неотвратимого. Эти настроения не были случайностью, они объясняются событиями общественной жизни Флоренции, где произошло восстание под лозунгом “народ и свобода”. Это восстание возглавил талантливый проповедник монах Савонарола. Ему пришлось занять место правителя Флоренции. Среди прочих политических мер им была учреждена “полиция нравов”, в которую входили дети от 6 до 16 лет. Они группами ходили по городу, входили в дома флорентийцев и требовали “суету” – предметы роскоши, а также предметы, которые подверглись церковному проклятию. Среди “осуждённых” вещей были некоторые книги, картины и другие произведения искусства. Боттичелли вначале примкнул к движению Савонаролы. В этот период были уничтожены и некоторые из его картин, признанных “Суетой”. После того как Савонарола не отменил смертного приговора, вынесенного пяти знатным флорентийцам, Сандро Боттичелли разочаровался в новом движении. Жизнь самого Савонаролы закончилась трагически – его казнили. Сложные переживания Боттичелли, связанные с общественными событиями, нашли воплощение в его картине “Клевета”. Сюжетом для картины послужил рассказ греческого писателя II в. до н.э. Лукиана о картине художника Апеллеса, изобразившего своё оклеветание в аллегорической форме. На картине Боттичелли изображена бурная сцена неправедного суда. Персонажи картины аллегорические фигуры Неведение, Подозрительность, Зависть, Коварство, Истина, Раскаяние. Все они действуют в роскошном интерьере, характерном для богатых домов Возрождения. На троне восседает неправедный судья с огромными ушами, которые замечательно приспособлены для того, чтобы в них было удобно нашёптывать клевету. Несмотря на аллегоричность, картине не свойственна назидательность. Она передаёт лишь наболевшие чувства самого художника.

Шедевр Боттичелли – “Весна”, картина, принесшая славу художнику (1477 – 1478 гг.). Столь же совершенная и знаменитая его картина “Рождение Венеры”, написана по заказу Лоренцо Медичи в 1482 – 1483 гг. В произведении заложена идея рождения человеческой души во время крещения водой. Для Боттичелли не существовало границ между античностью и христианством. “Портрет Симонетты Виспуччи”, изображающий в профиль стоящую молодую женщину. Модель наделена чувством собственного достоинства. Картина больше известна под названием “Прекрасная Симонетта” (ок. 1485 г.).

К концу жизни в мировоззрении художника усиливается спиритуализм, что проявляется в экзальтации образов и некоторых других особенностях его живописи – “Величание Мадонны” (1483 – 1485 гг.). Творчество Боттичелли не столько предвосхищает живопись высокого Возрождения, сколько “перешагивает” время, непосредственно обращаясь к зрителю любой эпохи. Это ярко проявляется на примере картины “Покинутая”, которая открывает последний период творчества художника. Сюжет картины – на ступенях, перед закрытой дверью, сидит женщина. Её лицо закрыто, вокруг разбросаны ненужные одежды. Маленький кусочек голубого неба напоминает о жизни в этом мире безысходного горя. “Душа, отрешённая от благодати” – так понимали аллегорию исследователи. По мысли автора человек, отступая в гордыне от Бога, обрекает себя на безысходное одиночество, богооставленность, которую он не в силах перенести.

Скульптура XV века

Ренессансная скульптура воплощала идею антропоцентризма. Скульптуры осуществляли индивидуализацию образа не только в плане физиономической персонификации, но и как духовного самосознания личности. Главная особенность скульптуры XV в. - её отделение от стены и ниши собора.

Донателло (настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386-1466 гг.). Ему принадлежит изобретение особого вида рельефа, сущность которого состоит в тончайших градациях объёмов, при которых наиболее выдвинутые фигуры вылеплены в высоком рельефе, а наиболее отдалённые чуть выступают из фона. При этом пространство перспективно построено и вмещает множество фигур. Таковы рельефы церкви Сант – Антонио в Падуе. В 1432 г. в Риме Донателло познакомился с античным искусством и выработал собственную трактовку духа античности. Его привлекает передача душевного волнения, драматизма чувств. Он возродил применяемый в античной скульптуре хиазм – постановку фигуры, в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу. На площади перед церковью Сант – Антонио в Падуе в 1447 – 1453 гг. Донателло сооружает первый в искусстве Нового времени Бронзовый памятник Гаттамелате. Это конная статуя кондотьера. Ранее, в 1430 – 1432 гг., Донателло создаёт статую Давида. Моделью для неё (по легенде) стал юный Леонардо. 

Биографии художников