История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Готическое искусство

Современники называли искусство, пришедшее на смену романской архитектуре, “французской манерой”, потому что Франция раньше других стран осуществила переход к новому стилю. Термин “готика” возник в среде творцов эпохи Возрождения. Вначале термин применяли только по отношению к литературе на неправильной латыни. Долгое время готическим именовали всё искусство Средневековья, с конца XIX в. термином “готика” обозначают поздний период средневековой культуры и искусства.

Архитектура

Центрами готического искусства стали города. Они обносились оборонительными стенами. Следовательно, городская земля высоко ценилась. Архитектурные сооружения были компактными и росли по вертикали так, что верхний этаж располагался выступом над нижним. В центре города возводились главный собор и ратуша. Городские соборы были местом торжественных богослужений и гражданских собраний и представляли собой огромные сооружения. Новый толчок в развитии строительных конструкций дали крестовые походы XI – XII вв., познакомившие европейцев со стрельчатой архитектурой, часто применяемой в мусульманской архитектуре. Готические строители отказались от массивных конструкций и перешли к каркасной системе. Внешний облик готического собора определялся главным образом западным фасадом. Две башни остались только на главном фасаде. Они стали значительно выше и переходили в тонкий шпиль. Портал стал внушительнее по отношению к масштабам фасада. Апсида окончательно закрепилась в восточной части нефа. Фрески и мозаики оказались не нужны, ведущим элементом декора стал витраж. Общая площадь достигала нескольких сотен квадратных метров. Преобладали “цвета молитвы” – кроваво-красные, синие и лиловые. Существовали две техники витражной росписи. Роспись чёрной и серой каской по бесцветному стеклу и сюжетная роспись по наборному цветному стеклу. Сюжеты росписей – сцены из Ветхого и Нового Завета, встречаются изображения ремесленников. Интерьер готического собора стал выражать стремление души христианина к Богу. Стены были не видны. Главным являлся свет, потоками льющийся из оконных проёмов. Примером ранней готики являются собор Парижской Богоматери, строительство которого началось в 1163 г. Начиная именно с этого собора, архитекторы стали стремиться увеличить высоту зданий. Новым мотивом явилась “галерея королей” на фасаде. В этот же период появляется хор. На рубеже XII – XIII вв. обозначился переход к так называемой высокой готике, образцом которой являются соборы в Бурже и Шартре. Шпиль Шартской башни поднимается на высоту 105 метров.

Самым большим по размерам и совершенным по конструкции был собор в Реймсе, где короновали французских королей. Его длина – 150 метров, высота башен – 80 метров.

Вершиной зрелой готики стала Сент – Шапель – Святая Капелла в Париже, которая строилась как королевская церковь. В ней хранился вывезенный из Константинополя “терновый венец Христа”. В капелле почти не было стен: пространство между опорами свода на две трети всей высоты капеллы заполняют двучастные окна, соединённые попарно шестилепестковыми розами.

В XIII в. готика завоёвывает почти все области Франции, утверждается в Англии и Германии. Английские соборы сосредоточены в монастырях. Они соотнесены с ландшафтом, имеют множество пристроек, велики по размерам. Готический стиль в Англии завершился так называемой перпендикулярной готикой. Название связано с прямоугольным рисунком оконных переплётов, заполненных витражами.

Немецкая готика – самая поздняя. Немецкие готические соборы отличает наличие башен на средокрестии, вместо розы – стрельчатое окно. Характерным для немецкой готики является собор в Кёльне (1248 – 1880 гг.). Немецкая готика достигла в нём наивысшего расцвета. В ней всегда преобладали черты суровой сдержанности. Характерной особенностью немецкой готики является также наличие светских зданий – ратуш и гостиных дворов.

Завершающей фазой развития готического стиля в Европе стала так называемая “пламенеющая готика”. Название произошло из – за прихотливого узора, напоминающего языки пламени. Выдающимся памятником “пламенеющей готики” стали Руанский собор во Франции и собор в Страсбурге. Позднеготические соборы имели сложное убранство, сводчатые, звёздчатые или сотовые декорированные своды, были украшены узорами и резьбой.

Готическая скульптура помещалась на фасадах соборов и алтарных преградах. Скульптура этого периода сумела преодолеть скованность романских фигур. Для неё характерен S-образный изгиб, напоминающий колеблющееся пламя свечи, что символизировало духовную жизнь человека. В готической скульптуре появилась портретность изображений, усложнился и стал дробным ритм драпировок. К середине XIII в. складываются темы скульптурного убранства: темы страшного суда, цикл, посвящённый Марии, цикл, связанный с почитанием местных святых. Шедеврами готической скульптуры считаются “Встреча Марии с Елизаветой” на западном портале Амьенского собора и композиции романского собора св. Петра в Бамберге, фигуры маркграфа Экехарда и маркграфини Уты из собора св. Петра и Павла в Наумбурге.

Университеты как очаги культуры и искусства нового типа

К концу XIII века в Европе уже было несколько десятков университетов, где обучали семи свободным искусствам - грамматике, диалектике, риторике, арифметике, геометрии, музыке, астрономии. На первых курсах изучались только три науки, их называли тривиальными, от латинского слова три.

Самым престижным считался Парижский университет, выросший
из приюта, где жили шестнадцать студентов. Приют основал духовник короля Роберт Сорбон, с тех пор Парижский университет называется Сорбонной. Курс обучения в нем длился десять лет. По окончании обучения студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание, получал звание доктора и особую черную шапочку. До Европы уже дошли утерянные сочинения Аристотеля, сохранившиеся в переводе арабов. Начала возрождаться философия, пока еще только в диспутах и схоластических спорах с доказательствами из текстов Аристотеля и богословских трактатов отцов церкви Блаженного Августина и Фомы Аквинского. Это было время расцвета студенческой поэзии, которая стала альтернативой поэзии профессионалов и рыцарской литературе. Это время создания всемирного гимна студентов - Гаудеамуса. Средние века - очень важный период в истории мировой культуры. В это время человек впервые осознал сложность и многообразие мира, и потому искусство сумело охватить больший, чем в античности, круг идей и образов. Оно смогло раскрыть внутренний мир человека, впервые показать, что духовная красота и сила могут сочетаться с телесным несовершенством. Нравственные начала стали основной оценкой человеческой личности. Изображению стали доступны милосердие и сострадание, борьба добра и зла.

Средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни. Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому ее нельзя оценить однозначно, например как тёмные века или безвременье. Она несла в себе прогрессивные и реакционные явления и была важной ступенью развития мировой цивилизации. Дальнейшее развитие общественной и экономической жизни, дальнейшее движение человека по пути самопознания принесли принципиально новое искусство, породили новую художественную систему.

Биографии художников