Ландшафтные сады, ландшафтная архитектура

Ландшафтный дизайн
Японский сад в городе Нижний Новгород
История ландшафтной архитектуры мира
Сады Древней Греции
Стили садового дизайна
Стиль Классицизм
Сад в итальянском стиле
Русский стиль садового дизайна
Сад в китайском стиле
Ландшафтно-экологический метод

СОВРЕМЕННЫЙ ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН

История ландшафтной архитектуры мира

Не изучив прошлое, нельзя работать над настоящим. Этот принцип применим к ландшафтной архитектуре и дизайну.Высоко значение исторических ландшафтов как целостных природно-архитектурных комплексов, где история существует во взаимосвязи с конкретными природными территориями. «Исторический ландшафт есть след события или цепи событий исторического значения. Историческим ландшафтом может быть также зрительно воспринимаемое выражение определенного периода в развитии цивилизации или определенного образа жизни» (Горбатенко С.Б., 2001, с.10).При изучении исторических ландшафтов все искусственные насаждения подразделяют на сады и парки. Так садами считают насаждения относительно небольшого размера, возникшие при доме и дворце, а парками – обширные насаждения, где дворец и дом не играют основного значения в их убранстве, а появляются при них. Выделяют сады и парки пейзажного типа, т.е. такие, где размещение и формы древесных групп и план дорожек кажутся естественными, и сады (и парки) архитектурные, где все подчинено определенному стилю. Строго говоря, и пейзажный парк должен быть подчинен определенному закону форм, как закономерны самые неожиданные извивы орнамента рококо, так что разница между пейзажными и архитектурными садами является внешней.

Между архитектурными садами следует различать расположенные на плоском или почти плоском месте и расположенные на скатах холмов. Первые характерны для Франции, и потому их можно называть французскими, а вторые – для Италии, и их можно называть итальянскими. Для последних характерно расположение неширокими террасами, а потому можно называть их архитектурными террасообразными садами. Конечно, и французские сады имеют обыкновенно уклон, но он незначителен, и ширина террас не очень отличается от ее глубины, так что подъем почвы мало заметен (Курбатов В.Я., 2007).1.1. Сады и парки древностиВ античный период на садовое искусство оказывала значительное влияние культура древнего Востока, являющаяся одной из основ мировой культуры. Естественно, что представление о прекрасном в сознании каждого народа проявлялось по-разному. Да и природные условия значительно отличались в зависимости от географического расположения местности. Но красота древних садов, сохранившаяся до нашего времени во фресках и художественных полотнах, продолжает поражать наших современников.В государствах Древнего мира отчужденность горожан от привычного сельского образа жизни заставляла многих богатых людей переносить сельскую природу в город, и поэтому стали увеличиваться размеры и общее количество декоративных садов (например, в Александрии общественные и царские сады занимали четвертую часть городской территории).Предпосылками появления садово-паркового искусства в государствах Древнего мира можно считать: необходимость формирования благоприятного микроклимата; обострение экологической обстановки и отчужденность городского населения от окружающих природных ландшафтов в результате роста городов

Сады Египта Первые искусственные сады появились в местах бедных влагой и растительностью. Там было необходимо устра орошение, само направление проложенных каналов заставляло располагать посадки определенным образом, и создавВ Древнем Египте появление садово-паркового искусства датируется около 4 тыс. лет до нашей эры и особого размаха достигает в период расцвета древней столицы Египта – Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами, многочисленные растения которых специально привозили из других стран.Судя по изображениям, созданным египетскими художниками в барельефах и манускриптах, сады были прямоугольны и симметрично распланированы. Центром ансамбля являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто таких внушительных размеров, что иногда служили для катания на лодках. Все элементы сада – пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны – были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.

Сады Месопотамии

Сады Месопотамии

В Месопотамии искусственное орошение было еще более необходимо, чем в Египте, а потому и выработано в глубочайшей древности. Среди песчаных степей появлялись зеленые оазисы при дворцах и украшались с непревзойденной впоследствии роскошью. Огромные богатства ассирийских и вавилонских владык и дешевый труд рабов позволяли придавать постройкам колоссальные размеры, но на роскошь внешних украшений обращали слишком много внимания и в то же время гораздо меньше, чем в Египте, заботились о прочности. В азиатских барельефах нет той строгости композиции, которая отличает орнамент Египта. Можно думать, что сады не были поделены на симметричные четырехугольники и посадки были расположены более свободно. Известно, что властители Персии устраивали для летнего жилья великолепные парки в высоких долинах гор; их называли «раями». Ксенофонт рассказывает, что такой «рай» находился в долине Оронта и имел в окружности 9 км. Весьма вероятно, что устройство его было пейзажным

Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль – висячие сады Семирамиды (Шаммурамат, жены Адобеннирари IV, 810-782 гг. до н.э.). После ее смерти они были заброшены и лишь впоследствии возобновлены и увеличены Навуходоносором (Набополассаром, 625-604 гг. до н.э.). По описанию Страбона, они состояли из четырехугольных террас, нагроможденных одна на другую, причем нижняя занимала 120 кв. м. Террасы были перекрыты свинцовыми пластинами, на которые был насыпан слой земли для посадки цветов, а своды опирались на широкие пилоны, внутри пустые. В этих пустотах находилась земля для посадки больших деревьев. Террасы были соединены между собой витыми лестницами. Для орошения посадок служили фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами.

Сады Древней Греции Архитектуре и искусству Древней Греции было свойственно стремление к гармонии с природой и окружающими ландшафтами. По помпейским фрескам мы знаем многое о садах Великой Греции, т.е. Южной Италии, но, к сожалению, только о тех клочках зелени (виридариях), которые устраивались во дворах домов.

Средние века Для садов этого периода характерно механическое деление их на участки правильной геометрической формы со строгим соблюдением симметрии. В ландшафте саду отводилась второстепенная роль. Сам по себе сад еще не создавал художественную часть ансамбля, ему отводилась пассивная роль по сравнению с застройками и другими компонентами окружающей среды.

Стиль Классицизм Эпоха классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. В этот период высшего развития феодализма сад приобретает важное значение и за пределами городов. Сады и парки дворянских поместий и прилегающие к ним территории поражают своей красотой и великолепием.

История ландшафтной архитектура России Садово-парковое искусство в нашей стране развивалось своими особыми путями. Связанное, конечно, с общим прогрессом мировой культуры, и, в первую очередь, в передовых государствах Европы XVIII-XIX вв., оно определялось специфическими историческими, социально-экономическими и географическими условиями, сложившимися бытовыми устоями, своеобразными художественными традициями.

Россия XVIII века. Регулярные ансамбли. Эпоха бароккоXVIII век – период необычайного подъема садово-паркового искусства России. В это время появились и засверкали своим великолепием знаменитые дворцово-парковые ансамбли новой столицы на берегах Невы и Финского залива, создание которых было тесно связано с реформами Петра I и историческими событиями эпохи.

Ландшафтнаяархитектура и дизайн