Начертательная геометрия

Ландшафтный дизайн
Городские парки и сады
Дополнение искусственного ландшафта природными элементами
Парк в г. Кельце
Комплекс парков в Гамбург-Осдорфе 
Использование возможностей традиционных и новых материалов
Садовые эфемериды
В садово-парковом искусство абстрактное направление
Сады Челси
Садовые формы "простых" полевых или лесных цветов
Сады-домашние офисы
Сады-галереи
Ландшафтный дизайн с использованием природного камня
Ландшафтное оформление
Начертательная геометрия
построение развертки призмы
построение разверток поверхностей
Центральные проекции
Способы проецирования
Плоскость на комплексном чертеже
Взаимное положение двух плоскостей
Сечения поверхностей вращения
МЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ

НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Изучение начертательной геометрии и черчения необходимо для приобретения знаний и навыков, позволяющих составлять и читать технические чертежи, проектную документацию, а также для развития инженерного пространственного воображения. Общим для начертательной геометрии и черчения является метод построения изображений, называемый методом проецирования. В начертательной геометрии изучают теоретические основы этого метода, а в черчении – практическое использование. Знания по построению изображений, решению задач, правила составления и оформления чертежа находят широкое применение при разработке проектов и в строительстве сооружений.

Основная форма работы студента-заочника – самостоятельное изучение материала по учебникам, учебным пособиям; знакомство с положениями ГОСТ и других официальных документов.

Основная форма отчетности – выполненные графические контрольные работы, зачеты и экзамены.

В процессе изучения начертательной геометрии студенты выполняют три контрольные работы. Задачи контрольных работ выполняют по индивидуальным вариантам. Вариант должен соответствовать последней цифре шифра – номера студенческого билета. Например, если шифр 456, студент выполняет вариант 6.

Общие требования к оформлению контрольных работ. Материалы контрольных работ сшиваются в альбомы. Обложка: титульный лист и содержание - выполняются по форме рис.1.

Листы контрольных работ альбома прочно сшиваются нитками. Поле графических документов (чертежей) ограничивается рамкой, внутри которой помещается основная надпись. Форма и размеры основных надписей, выполненных по ГОСТ 21.103 – 78 и используемых при оформлении контрольных работ, приведены на рис.2: форма 1 предназначена для чертежей зданий и сооружений; форма 2 – для первых листов чертежей строительных изделий; форма 3 – для первых листов текстовых документов, в том числе отдельно расположенной спецификации; форма 4 – для последующих листов чертежей изделий и текстовых документов. На рис. 2 также представлены примеры заполнения основных надписей. 

Все текстовые и графические документы выполняют в соответствии с государственными стандартами СПДС (Системы проектной документации для строительства) и ЕСКД ( Единой системы конструкторской документации). Они должны отличаться выразительностью, аккуратностью и четкостью графического исполнения.  Толщину и тип линий принимают в соответствии с ГОСТ 2.303 – 68*. Условия задач, все геометрические построения выполняют с помощью чертежных инструментов, карандашом  2Т, Т, вначале тонкими линиями (0,2 мм), а затем линии видимого контура обводят карандашом ТМ сплошной линией толщиной 0,6…0,8 мм, линии невидимого контура – штриховой 0,3…0,4 мм, все остальные – тонкой линией 0,2 мм. Надписи и буквенно-цифровые обозначения на листах и в основной надписи выполняют стандартным шрифтом по ГОСТ  ЕСКД 2.304 – 81.

Все текстовые и графические документы выполняют в соответствии с государственными стандартами СПДС

Рис. 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Рис.2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

При изучении курса начертательной геометрии рекомендуется внимательно ознакомиться с программой, приобрести необходимую учебную литературу, организовать рабочее место и обратить особое внимание на рабочий план, который является первым помощником студентов в организации самостоятельного изучения  курса, так как подсказывает, какую тему нужно изучить за неделю, какой учебный материал проработать и какое графическое задание выполнить. Правильно построенные  самостоятельные занятия позволяют сэкономить время и получить хорошие результаты.

При самостоятельной организации учебного процесса следует руководствоваться следующим:

1) изучать начертательную геометрию строго последовательно и систематически;

2) проработанные теоретические положения обязательно подкреплять практическим решением задач;

3) уделять серьезное внимание вопросам, предложенным данными методическими указаниями;

4) проявлять максимальную самостоятельность на занятиях, так как начертательную геометрию заучить нельзя, ее надо понимать;

5) научиться понимать чертежи, привлекая на помощь свое пространственное воображение, допуская в отдельных случаях простейшие модели;

6) приучить себя укладываться в сроки, рекомендуемые рабочим планом, и своевременно отсылать и передавать на рецензирование контрольные работы.

Принятые обозначения

1. Точки, расположенные в пространстве, обозначают прописными буквами латинского алфавита А, В, С,D ... или цифрами 1, 2, 3, 4, ... .

2. Прямые и кривые линии в пространстве — строчными буквами латинского алфавита а, b, с, d, ... .

3. Плоскости — строчными буквами греческого алфавита: a, b, g, ... .

4. Поверхности - прописными  буквами греческого алфавита: F, Q, L, S,... .

5. Основные операции над геометрическими образами:

а) совпадение двух геометрических образов: º, например, аºb, А1ºВ1;

б) взаимная принадлежность геометрических образов: Î, например, АÎа, bÎВ;

в) пересечение двух геометрических  образов: х, например, t х a,

а х b;

г) результат геометрической операции: = , например, К= а х a.

6. Особые прямые и плоскости имеют постоянные обозначения:

линии уровня: горизонталь - h, фронталь – f;

касательная прямая - t;

нормаль -n;

оси вращения - i,j .

7. Плоскость проекций при образовании комплексного чертежа — прописной буквой греческого алфавита П.

Задача. Дано: плоскость треугольника (А,В,С) и точка D. Требуется : определить расстояние от точки  D до плоскости, заданной треугольником (А, В, С ). Определить видимость  перпендикуляра, проходящего через точку D, и плоскости треугольника  (A,В,С).

Задача 2. Д а н о: плоскость треугольника (А, В. С). Т р е б у е т с я: построить плоскость, параллельную заданной и отстоящую от нее на 45...50 мм.

Выполнить две задачи на пересечение многогранных поверхностей и построение развертки призмы.

Выполнить три задачи на пересечение поверхности плоскостью и прямой.

Выполнить две задачи на пересечение многогранных и кривых поверхностей и построение разверток поверхностей.

Выполнить задачу на построение линии пересечения поверхностей.

Выполнить две задачи, связанные с определением границ земляных работ при строительстве земляного сооружения и профиля земляного сооружения.

Цветочная выставка в Челси (Chelsea Flower Show)